УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ


В наиболее частых случаях, когда территория зоны полностью совпадает с территорией области, города, района и т.д., вопросы административного и хозяйственного руководства зоны должны возлагаться на соответствующие местные органы власти и управления. В ' этих случаях административное управление СЭЗ должно возлагаться на соответствую щие территориальные органы региона, в рамках которого предлагалось на правах самостоятельного структурного подразделения создавать администрацию зоны.

Функ ции генерального администратора СЭЗ может выполнять приглашаемый по контракту специалист.
Вопросы же общехозяйственного развития зоны предлагалось возложить на специальную корпорацию, создаваемую за счет вкладов зональных и внезональных предприятий, местных, а также центральных органов управления. Они должны действовать на коммерческих принципах.
Корпорация призвана заниматься перспективным планированием развития СЭЗ, представлять хозяйственные интересы зоны внутри страны и за рубежом (включая проведение рекламы, мероприятий по привлечению инвестиций и т.п.), объявляет и проводит торги на размещение новых производств, организует привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляет строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустройство и сдачу в аренду земельных участков, обеспечивает, в случае необходимости, снабжение и финансирование предприятий
Высшим органом корпорации является правление, в составе которого должны быть представлены руководители отечественных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями. В правление по должности входит Генеральный администратор СЭЗ.
Если же СЭЗ не совпадает с территорией, определяемой административно-территориальным делением, тогда неизбежно должна быть создана администрация зоны. Желательно, чтобы Генеральный администратор входил в состав исполнительного органа той территории, на которой создана зона.

И при этой системе вопросами хозяйственного развития зоны может заниматься специальная корпорация.
Международный опыт подсказывает, что эффективной в любом случае является такая система администрации в зоне, при которой иностранным инвесторам, желающим осуществлять в зоне хо зяйственную деятельность, не надо было бы обращаться в какие-то центральные органы. Известно, что во многих странах, где были образованы специальные зоны, широкое распространение получила система обслуживания "в одном месте", когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решались на месте в оперативном порядке.
Поскольку в Российской Федерации создано несколько зон и возможно создание новых, возник вопрос о координации их деятельности федеральными органами управления. Эти проблемы решались в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г., согласно которому Комитет по иностранным инвестициям (см. выше) обязан контролировать и координировать деятельность по созданию и развитию свободных экономических зон на территории России.
На Украине органами управления в СЭЗ независимо от ее типа являются: местные Советы народных депутатов и местные администрации в пределах своих полномочий; орган хозяйственного развития и управления СЭЗ, создаваемый при участии субъектов экономической деятельности Украины и иностранных субъектов такой деятельности. В то же время в Казахстане органами государственной власти на территории зоны являются Советы народных депутатов, которые делегируют полномочия исполнительной власти административному совету зоны.
Согласно Закону Украины о зонах 1992 г., исполнительным директором органа хозяйственного развития и управления зоны может быть как гражданин Украины, так и гражданин другой страны, работающий по срочному контракту. Для сравнения следует отметить, что в Казахстане аналогичная должность может быть предоставлена только гражданину Казахстана.
Согласно ст. 14 Закона Кыргызстана 1992 г., органом управления СЭЗ является генеральная дирекция СЭЗ, Генеральный директор СЭЗ назначается Правительством.

Представляется интересной норма, согласно которой в случае совпадения границ СЭЗ с границами территориальной единицы республики (город, район) исполнение функций Генерального директора СЭЗ возлагается на главу соответствующей местной государственной администрации.



УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
Правовой режим и условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями определяются законодательством об иностранных инвестициях и положениями о свободных экономических зонах. Остановимся на Положении о зоне "Янтарь". В нем говорится о том, что иностранные инвестиции пользуются на территории свободной экономической зоны правовой защитой и что их режим не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества отечественных юридических лиц и граждан.

В Положении также предусмотрено, что не допускается какая-либо дискриминация предприятий с иностранными инвестициями по сравнению с другими действующими в СЭЗ предприятиями (п. 6). Говорится и о том, что не допускается принудительное изъятие иностранных инвестиций: "Не допускается также секвестр инвестированного имущества, за исключением временного приостановления по решению суда права инвестора на вывоз этого имущества до погашения инвестором своих обязательств" (п.

7). На первый взгляд, включение этих общих положений, повторяющих соответствующие положения российского законодательства (за исключением последнего), представляется излишним.

Однако с практической точки зрения включение таких правил в Положение дает иностранному инвестору более полное представление о режиме инвестиций в данной зоне.
Согласно ст. 42 ЗИИ России, в зоне "Янтарь" был максимально упрощен порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями.

В соответствии со ст. 42 ЗИИ предприятие с участием иностранного капитала с объемом до 75 млн. руб., а также филиалы, отделения и представительства предприятий с иностранными инвестициями могут регистрироваться непосредственно в свободной зоне Комитетом по развитию свободной экономической зоны (п.8).
Вопросы создания совместных предприятий должны решаться на месте (п. 9).

По данным на май 1994 г., в зоне "Янтарь" было зарегистрировано 771 предприятие с иностранными инвестициями, из них 565 с долевым участием и 206 полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Общий объем иностранных инвестиций за 1993 год составил 5 млн.долл.



США. В конце 1994 г. в СЭЗ работало уже 866 СП.
В зоне "Янтарь" возможны различные формы хозяйственной деятельности иностранных фирм. Так, многие польские и австрийские фирмы выразили интерес к возможностям создания консигнационных складов, что представляет несомненный интерес для государств, не имеющих выхода к морю, а также для таких соседских стран, как Польша. Как и ко всякой СЭЗ, имеющей перспективы хозяйственного развития, проявляют интерес многочисленные банки, желающие участвовать в создании совместных банков.

Такие предложения были сделаны банками Польши, Италии и США.
Хозяйственная деятельность в зоне осуществляется без каких-либо ограничений. Исключение сделано Положением в отношении хозяйственной деятельности, связанной с использованием расположенных на территории зоны месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов.

В этих случаях применяется действующее в России специальное законодательство.
Необходимо отметить, что такой особый режим применяется в Российской Федерации в этих случаях по отношению ко всем зонам. В Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской федерации" было специально предусмотрено, что условия хозяйственной деятельности в СЭЗ для иностранных инвесторов, деятельность которых связана с поиском, разведкой, эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, определяются соответствующим законодательством и нормативными актами Российской Федерации.
Все находящиеся в зоне "Янтарь" предприятия имеют право осуществлять посреднические и бартерные операции, которые производятся в этой зоне с товарами и услугами (п. 10).

Экспорт произведенных в зоне товаров, а также импорт не .подлежат квотированию и лицензированию, кроме тех товаров, которые предусмотрены установленным законодательством перечнем.
В отношении подлежащих лицензированию товаров, производимых в зоне, возник вопрос о предоставлении права на их лицензирование администрацией зоны. Комитет по развитию зоны "Янтарь" попросил предоставить ему такое право в отношении янтаря, рыбы и угля, добываемого на территории зоны. Комиссия по развитию и использованию янтаря получила право выдавать лицензии на разработку и вывоз янтаря за пределы зоны. Товар считается произведенным в зоне, если величина добавленной стоимости его обработки на территории свободной экономической зоны составляет не менее 30% (п.

19).
Экспортируемые товары, которые производятся в зоне, и импортируемые товары, которые используются для производства продукции или реализации на месте, освобождаются от уплаты таможенной пошлины (п. 21).



Содержание раздела