Концепция управления стоимостью в Инвестиционной Компании
Выходцев И.В.,
Инвестиционная Комапания СИ-ПРО, Москва
В основе данной Концепции лежит понимание того, что для акционеров (владельцев) первостепенной задачей является увеличение их финансового благосостояния в результате эффективной эксплуатации объектов владения. При этом рост благосостояния акционеров измеряется не объёмом введенных мощностей, количеством нанятых сотрудников или оборотом компании, а рыночной стоимостью активов, которыми они владеют.
Одной из основных целей ИК СИ-ПРО (далее Компания) является - создание стоимости для акционеров и максимальное её наращивание, в процессе текущей деятельности.
Поэтому все действия Компании должны базироваться на стоимостном мышлении, которое в свою очередь, обуславливается наличием двух её составляющих - системы измерения стоимости и стоимостной идеологии.
Чтобы успешно развивать бизнес, необходимо стоимостное мышление, для которого важнейшими являются шесть его компонентов:
Только наведение полного порядка в этих областях, гарантирует Компании успешную организацию процесса управления, нацеленного на создание стоимости. Публично провозглашенные цели Компании сводятся к наращиванию прежних результатов и определяются скорее не экономическими критериями, а бухгалтерскими показателями, такими как прибыль в расчёте на одну акцию. У Компании, стремящейся на деле создавать стоимость, целевые установки должны сочетать в себе четкие декларации о намерениях с количественными индикаторами создания стоимости.
Декларация о намерениях
Обеспечивая богатство и процветание, создавать стоимость для акционеров, оставаясь ведущей Компанией бизнеса в творческом, стратегическом и финансовом планах.
После определения базовых принципов, в процессе выработки целевых параметров, предстоит определить порядок дальнейшего взаимодействия (заключить соглашение о намерениях). Для согласования индикаторов (как спускаемых сверху, так и исходящих от низшего эшелона) нужны обстоятельные переговоры между корпоративным центром и топ менеджерами подразделений. Наличие у корпоративного центра полной и достоверной информации - важнейшая предпосылка успеха такого диалога.
Корпоративный центр и бизнес-подразделение, входящее в Группу, выработав согласованный набор целевых индикаторов, оформляют принятое решение в виде договора об исполнении. В нём указываются конкретные сроки, а также качественные и количественные цели, общие операционные и финансовые параметры, которых предприятие намерено достичь за этот период.
Способы создания добавленной стоимости:
1. Создание новых отраслей, направлений бизнеса. Компания постоянно будет искать свободные рыночные ниши, и формировать в них (в собственных интересах) новые отрасли, сегменты рынка, новые направления бизнеса.
2. Заключение рыночных сделок. Компания будет стремиться к выявлению и осуществлению потенциальных сделок, за счет собственной интуиции, относительно подлинной стоимости компаний либо глубокого понимания особенностей конкретной отрасли, направления.
3. Распределение ограниченных ресурсов. Компания будет эффективно распределять по различным бизнес-направлениям: имеющейся капитал, денежные средства, рабочее время и талантливые кадры.
4. Обеспечение эффективности. Компания собирается прививать представление об этической ценности эффективной работы, используя при этом соответствующие системы поощрения и контроля внутри подразделений.
5. Распространение ценных навыков и инновационное развитие разных направлений бизнеса. Компания будет стремиться к непрерывному распространению ценных навыков на всех своих предприятиях, с целью достижения превосходства в инновационной деятельности одновременно по нескольким направлениям бизнеса.
Стоимостные рычаги
В процессе своей текущей деятельности Компания будет использовать:
1. информационный обмен с инвесторами
2. совершенствование внутренних процедур
3. реализация активов
4. использование потенциала роста (как используемого, естественного, так и реализуемого через слияния/поглощения)
5. разработка финансовых схем.
6. Данная Концепция должна будет помочь руководству аффилированных компаний определить, какую дополнительную стоимость способна принести реорганизация и где кроются самые серьёзные перспективы.
Рост: анализ трех временных горизонтов
В управлении бизнес-портфелем, Компания должна ориентироваться на три временных горизонта:
Анализ горизонтов роста (в сочетании всех трех временных аспектов) обеспечивает весьма сбалансированный подход к потенциальным источникам создания стоимости.
Система управления стоимостью
Успешное управление эффективностью стоимости складывается из нескольких составляющих. Во-первых, все бизнес-подразделения должны иметь четкую стратегию создания стоимости. Во-вторых, установленные целевые индикаторы следует тесно увязывать с конкретными факторами создания стоимости.
В-третьих, в каждом структурном подразделении (бизнес-единице) необходимо иметь строгий график анализа эффективности, позволяющий сопоставлять, достигнутые результаты с ключевыми показателями эффективности.
При этом важно учитывать два безусловных требования. Первое - менеджеры должны мыслить как собственники; для этого их вознаграждение необходимо увязать с их действиями, способствующими созданию стоимости для акционеров. Второй момент заключается в следующем: поскольку в условиях развития экономики, основанной на знаниях, талант менеджеров сам по себе является важным источником стоимости, Компании нужно привлекать и сохранять такие дарования с помощью соответствующей системы поощрений.
Внедрение системы управления стоимостью - процесс продолжительный (2-3 года) и он должен пройти несколько этапов:
Определение точки отсчёта.
Первым этапом на пути к созданию системы управления стоимостью Компании является определение стоимости её активов в качестве точки отсчёта. Именно в сравнении с данной величиной стоимости будут определяться дальнейшие достижения Компании.
Методы, позволяющие определить стоимость Компании, условно можно разделить на несколько групп: имущественный, рыночный и доходный подход.
Сопоставление результатов, полученных в ходе применения методов различных групп, имеет существенно большую информативность для менеджмента предприятия, нежели результаты, полученные одним методом, или усреднённая величина полученных результатов.