Развитие партнерской сети: ключевой фактор успеха на быстро растущем рынке
Бочкарев Андрей,
компания АйТи, Москва
Компания АйТи является одним из ведущих системных интеграторов России. Среди направлений деятельности компании важное место занимает разработка собственных программных продуктов, одним из которых является система управления персоналом и расчета заработной платы БОСС-Кадровик. В дальнейшем речь пойдет о работе Департамента систем управления персоналом (ДСУП), занимающегося разработкой этой системы и продвижением ее на рынок.
К важным факторам, повлиявшим на стратегию развития Департамента, можно отнести практику АйТи по выделению основных подразделений в самостоятельные компании, а также серьезный рост рынка HR-систем.
Управлением персоналом в последнее время интересуются многие руководители российских компаний. Спрос следует за предложением - на рынке растет количество компаний, которые облегчают жизнь HR-менеджеров, появляется все больше изданий на эту тему, открываются новые специализированные выставки и даже закрытые клубы. Естественно, это отражается и на увеличении спроса на информационные продукты, предназначенные для HR-менеджеров.
По нашим оценкам, рост рынка подобных систем в России в 2002 году достигнет 30%.
Основными предпосылками для такого роста являются следующие факторы: экономический рост, концентрация капитала в холдинговых структурах, усиление контроля со стороны государства.
Экономический рост диктует потребность:
Концентрация капитала в холдинговых структурах порождает следующие задачи:
Появление всех этих факторов ведет к усилению нагрузки на службы персонала, что стимулирует рост интереса к автоматизированным системам управления персоналом.
На практике для нас как для производителя это означает увеличение нагрузки на отдел продаж и существенное (!) увеличение нагрузки на сервисные структуры Департамента, отвечающие за внедрение продукта. Стоит отметить, что с точки зрения разработки продукта рост спроса не является критическим фактором, так как БОСС-Кадровик - тиражный программный продукт, а не заказная система и адаптация под конкретное предприятие достигается путем настроек.
В 2002 году руководство Департамента стало перед выбором бизнес-модели. Нужно было решить, продолжает ли ДСУП работать согласно бизнес-модели производителя и не увеличивает численность сервисных структур или же Департамент развивает собственную сервисную структуру. Существенное ограничение, которое нужно было учитывать при выборе бизнес-модели, - нельзя сдавать лидирующие позиции продукта и необходимо ежегодно увеличивать присутствие БОСС-Кадровика на рынке HR-систем не менее чем на 30% в год.
На наш взгляд, сервисная модель имеет ряд существенных недостатков применительно к быстро растущему рынку:
Одна из самых главных задач, которой мы уделяем и будем уделять пристальное внимание, - это поддержание высокого качества работ по внедрению продукта БОСС-Кадровик. Помимо создания новых методологических материалов по внедрению продукта, усиливаются требования по сертификации сотрудников партнера на получение и подтверждение права на внедрение продукта, планируется проведение регулярных технических семинаров для специалистов партнеров, организация портала для обмена опытом и ряд других инициатив.
Работа через партнеров позволит ДСУП при бурном росте рынка сохранить лидирующие позиции на рынке России, более эффективно оказывать услуги заказчикам с распределенной структурой, приблизить момент выхода на зарубежные рынки (в частности, силами нашего партнера в 2003 году продукт будет локализован на Украине, есть планы по локализации в Казахстане). Кроме того, такая бизнес-модель позволит ДСУП развиваться без сторонних инвестиций, реинвестируя собственные средства, и по мере увеличения доли приходов от партнеров увеличивать показатели выработки на одного сотрудника.