Отчисления во внебюджетные фонды;





3. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
Один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населению. В финансовой системе РФ государственные внебюджетные фонды возникли в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” (от 10 октября 1991 г.) Главная причина возникновения внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

Обычно наименования фонда отражает направление использование средств.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ
Образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределением средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве - где бы человек не жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми соц. отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Страховые тарифы взносов установлены в следующих размерах: для работодателей (по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям): 28% -предприятия, учреждения, организации
1% -от дохода работающих.
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Вторым по значению социальным фондом является фонд социального страхования РФ, который действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992г. Создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств фонда социального страхования, как и пенсионного фонда, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения-оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.
Положение о Фонде социального страхования РФ утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования. Норматив отчислений юридических лиц в Фонд установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплаты труда по всем основаниям (расчет такой же как и в Пенсионный фонд).

Рабочие в этот Фонд ничего не платят.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
Образован в соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991г. Он создан для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости от 6 июня 1993г.

Этот Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации.
Страховой тариф взносов в Фонд для юр. лиц установлен в размере 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Освобождены - инвалиды, религиозные объединения и т.д.
ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
Образован в соответствии с Законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991г. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.


Средства Фонда используют на оплату медицинских услуг, представляемых гражданам, а также на мед. науку, мед. программы и другие цели. Он формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия , организации и учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (студенты, дети, пенсионеры).
Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлении Правительства РФ. Он составляет 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.


VB(t)=S*W(t) ,
где: VB(t)- доходы Внебюджетных фондов, которые зависят от времени;
S - все отчисления во внебюджетные фонды;
W(t) - Фонд заработной платы.

4. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Теперь рассмотрим доходы населения, они состоят из заработной платы, пенсий, пособий и стипендии:

H(t)=(W-G)(t)+Z ,

где: H(t) - доходы населения, изменяемые во времени;
(W-G)(t) - заработная плата с вычетом подоходного налога;

  1. все социальные пособия.


За период проведения реформ произошло значительное по своим масштабам сокращение реального уровня основных традиционных видов доходов населения: заработной платы, пенсий, пособий и стипендий. В реальном выражении эти доходы составляют менее половины от дореформенного (1991г.) уровня. Оскудение фактического содержания этих видов доходов происходило в течении всего реформированного периода из-за опережающего роста потребительских цен и сокращения объема производимых товаров и услуг.
За годы реформирования не удалось создать адекватный состоянию экономики механизм регулирования доходов, прежде всего государственное их регулирования посредством соц. гарантий, налогов и ценообразования. На гарантируемые государством минимальную зарплату и минимальные пенсии вряд ли можно прожить более 3-4 дней. Система налогообложения направлена на изъятие значительной части доходов в бюджет и не преследует целей обеспечения соц. справедливости и стимулирование трудовых вкладов (и именно поэтому ее легко обходят, она не обеспечивает необходимых бюджетных поступлений).
Согласно данным за 1996г., минимальная зарплата составляла всего 16-20% от прожиточного минимума, рассчитанного по методологии Минтруда РФ, в прежней экономической системе она превышала его почти вдвое. Экономическое содержание минимальной зарплаты как соц. гарантии сократились почти в 10 раз при неизменной продолжительности рабочего дня. Никаким спадом экономики, никаким экономическим кризисом подобное снижение обеспечить невозможно.
Оставаясь по форме соц. гарантией, минимальная зарплата перестала быть таковой по сути, что, между прочим, находится в прямом противоречии с Конституцией РФ. Эта ситуация нуждается в коренном изменении. Необходимо принять срочные меры к тому, чтобы в ближайшие полтора- два года поднять уровень минимальной зарплаты до величины прожиточного минимума, рассчитываемого по методике Минтруда РФ, а в последующее два года довести экономическое содержание минимальной зарплаты до подреформенного уровня.

Глава 2: ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
В нормально развитом государстве доходы производителей, населения и государства должны не замораживаться, а направляться на развитие экономики.
Имеющиеся инвестиционные ресурсы должны в первую очередь направляться в те сферы экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют конкурентные преимущества на мировых рынках. Далее, они должны пойти на поддержку малого бизнеса, где срок окупаемости намного меньше, на увеличение жилищного строительства. Эти так называемые «точки роста» позволяют повысить эффективность инвестиций, создать инвестиционный спрос, обновить основной капитал. Тогда сработает кумулятивный эффект инвестирования: быстрое увеличение выпуска продукции обновленным производством начнет покрывать возросший платежеспособный спрос; само капитальное строительство начнет создавать финансовые источники для новых инвестиций; расширяющееся производство обеспечит формирование дополнительных доходов, за счет которых можно снизить бюджетный дефицит и увеличить потребление населения.

В конечном счете это будет содействовать созданию реальных предпосылок для устойчивого экономического роста.
Наряду с прямой финансовой поддержкой проектов, обеспечивающих развитие точек роста экономики, важнейшей задачей будет создания благоприятных условий для инвесторов посредством принятия и корректировки законодательных и нормативных актов.
Зарубежный опыт свидетельствует, что накопления бизнеса и сбережения населения является главными источниками финансирования инвестиционного процесса, а государство играет подчиненную роль. В западных странах амортизация, в том числе ускоренная, рассматривается, как важнейший источник инвестиционных средств компаний.Следует иметь в виду, что в развитых странах практикуется увязка в единую систему налоговых отчислений от прибыли предприятия, нормативов и методов амортизации (в том числе ускоренной), льгот по инвестиционному кредиту и затрат на НИОКР, ставок налогообложения физических лиц.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий и налоговую политику. Например, при уменьшении налоговых ставок у производителей появляются свободные средства, которые могут использоваться как инвестиции, такого же результата можно добиться используя методы ускоренной амортизации или введением льгот по инвестиционному кредиту. Налоговые сборы позволяют государству иметь возможность для инвестирования в отрасли, требующие ускоренного развития экономики, и также развивать инфраструктуру, что очень важно для развития экономики.
Следует отметить, что в России в условиях административно-командной системы эффективность использования гос. средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий: средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права были урезаны ,что не позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.
В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью. самостоятельно распределяются выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка. Свобода от мелочной опеки со стороны государства, вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.
Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответственного направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Используемая литература


  1. Дробозина «Общая теория финансов»
  2. Маршалова, Марчук «Анализ финансово-экономических отношений в регионе»
  3. А.Зубкова, Яковлев «К сбалансированию политики доходов населения» / РЭЖ , 1996, 11-12
  4. Ю.Журавлев, Ю.Мельников «Проблемы повышения инвестиционной активности в экономике России» / Общество и экономика, 1996, 8
  5. А.Свинаренко «Производство, структурные изменения, практические вопросы инвестиционной политики»
  6. Э.Гайгер «К реальному экономическому росту в развивающихся странах»
  7. «О федеральном бюджете РФ на 1995-1997гг.»




Содержание раздела