Во-вторых, как побуждающий, определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный и нематериальный), ради которого она ocуществляется. В-третьих, мотив - это осознанная причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В-четвертых, более общее определение мотива как неудовлетворенной потребности.
Автор согласен с социологами, которые склоняются определении мотива как осознаваемой потребности субъекта в достижении определенных благ, желательных условий деятельности и как внутренних побуждений активность индивидов и социальной общности.
Вывод напрашивается следующий: мотив к труду возникает только в единстве производства и потребления, и устойчивость зависит от устойчивости этой взаимосвязи. Чем больше вклад в производство, ориентированное в конечном итоге на личное потребление работников, тем органичнее в условиях широкого развития товарно-денежных отношений обмен деятельностью и основанное на этом распределение в соответствии с трудовым вкладом работника. Мотивация к высокоэффективному и качественному труду представляет собой развертывание внутреннего побуждения человека к труду под воздействием внешних экономических условий - мотивационной среды, выступающей как объективная действительность, прежде всего как свойство личности работника, что определяет избирательность сознательного побуждения и регулирования деятельности по обеспечению ее эффективности и качества,
Мотивационный механизм к высокоэффективному и качественному труду основывается на преодолении трудового отчуждения. Мотивация является ключевой детерминантой, она служит средством удовлетворения не только первичных потребностей человека, но и потребности в самовыражении, общественном признании своего труда. Определенному уровню развития работника соответствует специфическая система мотивов и, следовательно, специфический мотивационный механизм, побуждающий работника к эффективному и качественному труду.
Этот механизм включает в себя средства подкрепления, контроля, адаптации, анализа и актуализации. Этот механизм, складывающийся в конкретной экономической системе является, с одной стороны, продуктом функционирования экономической системы, а с другой стороны, органичной ее частью, поддерживающей стабильность и управляемость этой экономической системы.
При формировании мотивационного механизма в рамках государства необходимо исходить из причинно-следственной связи потребностей, мотивов, средств достижения. Мотивы самоактуализации, саморазвития в таком понимании, принуждение будут скорее всего исключением, нежели правилом. Мотивация имеет направленный характер на выявление мотивов с целью ориентации при разработке механизма мотивации; мотивоносителем является человек с комплексом его особенностей, мотивация и личность суть "две стороны одной медали". Правильно организованная мотивация обогащает человека, выявляет его личностные особенности и ориентирует на качественный и эффективный труд как обеспечивающий самовыражение личности.
Личность должна стать во главу угла при разработке теории и практики мотивации.
Правильно организованный мотивационный механизм лежит в основании рационально организованного хозяйственного механизма.
глава 6.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ и ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
В потребительно-ценностной системе хозяйствования самой трудной является проблема соизмерения ценностей и определение ценностных ориентиров и оценочных показателей хозяйственной деятельности, служащих измерителями разнородных экономических величин.
Один из первых историков политической экономии Ад Бланки писал: "Нет другого вопроса, над которым бы так изощрялись экономисты и о котором было бы написано так много рассуждений, как вопрос о том, что такое ценность. Большая часть писателей запуталась в лабиринте метафизических тонкостей об экономическом смысле этого слова".48 В свете этого заявления весьма странными звучат слова Дж. Ст.
Милля: "К счастью, в законах ценности не остается ничего, требующего разработки от меня или какого-нибудь последующего писателя. Теория этого предмета развита вполне; единственная трудность в ней - изложить ее так, чтобы тут же сами собой решались главные затруднения, возникающие при ее применении".49
В такой постановке нужно прежде всего понять: что представляет собой ценность как философский принцип? Откуда вообще возникает "проблема ценности"?
Как справедливо отмечает В. П. Тугаринов, проблема ценности явлений окружающего нас мира (природы и общественной жизни), а также ценности человеческой жизни, ее целей и идеалов издавна была составной частью философии. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто считает, что проблема ценности как специальная проблема была поставлена только в конце XIX - начале XX веков в связи с появлением так называемой "аксиологии" - особой науки о ценностях. Не обсуждая вопроса о правомерности выделения теории ценности в особую науку, заметим, что сама проблема ценности не может обсуждаться вне и помимо общенаучных методов философского мышления, разработанных и проверенных многовековой историей человеческого познания. Поэтому неверно мнение О. Г. Дробницкого, что у Демокрита нет объективной основы или объективного критерия ценного, т. е. должного, полезного, прекрасного, нравственного, что для получения такого критерия он должен получить санкцию от того, что считается ценным, полезным, прекрасным. На самом деле у всех материалистов таким объективным критерием является объективный характер целеполагающей деятельности человека, и не случайно у Демокрита рассуждения о ценности содержатся в недошедшей до нас работе под названием "О цели", где и дается объективистское (а не "натуралистическое", как полагает Дробницкий) истолкование природы полезного, ценного, прекрасного.
В объективном ("онтологическом") характере целеполагающей деятельности человека материалистически решается вопрос: даны ли человеку ценности от природы или они результат человеческого усмотрения?
Важно отметить, что древние мыслители связывали ценное и далее прекрасное с полезным, для целей человека. Но вряд ли здесь можно усмотреть аналогию с более поздними "гедонистическими" представлениями, ставшими основой субъективного истолкования ценности. Представление о полезности как чисто субъективном свойстве нашего сознания никогда не служило плодотворной основой теории ценности.
Но полезность, как отмечает В. П. Тугаринов можно понимать и в более широком и общем, смысле, свойственном этому понятию, а не только в смысле материальной выгоды, и поэтому может относиться и к духовным, этическим, эстетическим и прочим ценностям. В. П. Тугаринов определяет ценности как "те явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала".51