Известно, что цели не есть нечто произвольное, неизвестно откуда взятое человеком. Во всяком случае такая точка зрения давно преодолена.
В вопросе о том, свободен человек в выборе своих целей или зависим, подчинен внешней необходимости, проявляется как раз та двойственность, которая присуща деятельности вообще и о которой мы говорили выше. В выборе своих целей, так же как и в своей деятельности, человек, с одной стороны, подчинен внешней необходимости, но с другой стороны, в пределах необходимости человек свободен. В своих целях, взятых как конкретные цели, субъект деятельности полностью подчинен внешней необходимости, зависит от уровня познания этой необходимости и от наличных средств их реализации. Идеальный образ конкретного результата, план, проект и т. д. как "теоретически мыслимое" содержание цели непосредственно зависят от того, насколько познаны объективные законы, причинно-следственные связи, от того, какими конкретно средствами располагает человек. В этом смысле средства определяют цели, а не наоборот.
В качестве цели не может возникнуть такой проект или план, который невозможно реализовать за неимением средств и вообще возможностей для этого.
Таким образом, конкретные цели непосредственно зависят от конкретных средств их реализации, которые имеются в наличии и в каждый данный момент не зависят от воли субъекта. И в чтом смысле человек несвободен, он подчинен внешней действительности.
С другой стороны, познав необходимость и располагая множеством вещей, которые могут служить средствами для его целей, человек в принципе может произвести бесчисленное множество различных благ, полезных для него, и даже продуктов, которые могут быть вредны для него. Такая возможность существует с точки зрения того, что эти проекты или планы не будут противоречить в случае их осуществления причинно-следственным связям, действительности. Человек познал атом, атомную энергию, т. е. познал необходимость.
И даже создал на основе этой познанной необходимости продукты, которые могут принести и бесконечную пользу, и бесконечное зло - и мирную энергию атома, и полное уничтожение жизни вообще. Будет ли реализован проект атомной бомбы или проект атомной электростанции, т. е. будет ли получен результат, полезный для человечества или же приносящий ущерб, в обоих случаях процесс реализации проекта, или процесс деятельности, не противоречит природным законам, необходимости, а, наоборот, подчиняется им.
Здесь проявляется одна из сторон человеческой деятельности, а именно та, где он действует как сама природа, где "веществу природы он сам противостоит как сила природы". Именно в этом смысле "труд есть ... процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой".57 Однако, повторяем, результаты деятельности при этом могут быть и полезны, и вредны для человека.
Из всех возможных планов, проектов, замыслов, осуществление которых не противоречит необходимости и возможно в пределах этой необходимости, человек реализует лишь тот проект, который наиболее полезен для него, в котором он нуждается в наибольшей степени. Лишь тот вариант плана становится конкретной целью, в котором он более всего нуждается. Здесь проявляется свобода человека и его господство над природой.
Он свободен в выборе, он выбирает Цель, проект, который должен быть реализован. Ни один из этих проектов не противоречит необходимости, и потому в принцип существует возможность реализации каждого из них.
Но факти чески будет реализован лишь свободный выбор человека.
Итак, абстрактная цель, или абстрактная полезность, для человека, которой наделена та или иная конкретная цель, всецело определяется человеческой сущностью, его представлениями о должном и в них он не зависит от природы, господствует над ней. А в конкретных целях (конкретные планы, проекты) человек всецело зависит от природы, от степени познания необходимости, от конкретных средств, которыми располагает к моменту целеполагания.
Цели актуальные и потенциальные в своем единстве составляют сферу должного, или особый мир должного, мир, который противостоит миру сущему, человеческий мир, созданный в его представлениях и дополняющий мир сущего в желаемом направлении.
Оценка действительности как полезного или вредного присуща потребительскому отношению к миру. Но потребительское отношение к внешней действительности не есть специфически человеческое отношение. В таком отношении еще нет субъекта и объекта, ибо тем самым устранится зло, но если устранится зло, то устранится и само добро. Осуществленное должное отрицает себя.
Так же как и осуществленная цель есть отрицание цели, результат. Воплощенное должное есть уже не просто должное, а новый мир, сотворенный человеческой деятельностью.
Должное, кроме того, есть всегда должное для субъекта, т. е. мир его (субъекта) представлений. На стыке сущего и должного стоит человек, который осознал свои возможности, свою способность преобразовывать сущее в соответствии с должным, т. е. творить новый мир, человеческий мир осуществленного должного.
Человек есть творец подлинно человеческого мира, в котором субъективное воплощено в объективном, должное - в сущем и т. д. "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его ... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его".58
Потребительское отношение человека (да и всего живого) к миру отличается от специфически человеческого творчески преобразующего отношения к нему. В первом случае внешняя действительность рассматривается как совокупность условий существования, которые могут быть полезными или вредными, соответствовать или не соответствовать потребностям, это пассивное ощущение.
Во втором случае внешний мир рассматривается как совокупность средств осуществления целей, т. е. воплощения должного в сущем, для сотворения нового, доселе несуществующего подлинно человеческого мира. Таким образом, истинно человеческое отношение человека к внешней действительности - это отношение к нему сквозь призму должного, своих целей, отношение к нему как к средству и,соответственно, оценка его с точки зрения полезности или вредности для целей, для творчества, для реализации должного, а не только полезности для своих витальных потребностей. Результатом удовлетворения потребностей является отсутствие потребностей и больше ничего, но результатом реализации цели выступает преобразование природы, творение человеческого мира культуры.
Впрочем, второе не противоречит первому, а есть лишь развитое выражение первого, ибо сами цели - это тоже потребности, потребность в творчестве, в преобразовании мира.
Существенны различия между средством удовлетворения потребности и средством реализации цели. И это различие, очевидно, помимо всего прочего, следует видеть и в том, что при удовлетворении потребности животное не относится к средству как к затратам, как к чему-то такому, что должно быть израсходовано, потеряно. Наоборот, средство в данном случае переживается, оценивается как нечто приобретенное.
Другое дело средство в его отношении к цели. К средству реализации цели отношение совершенно противоположное. Как мы увидим в дальнейшем, фундаментальным свойством средства является его "обреченность на изнашивание", его "служение цели", в процессе которого оно расходуется.
Средство есть нечто полезное из-за его способности служить цели, и это нечто полезное должно быть затрачено, "принесено в жертву" ради цели. И если средство затрачено на одну цель, его уже нельзя будет использовать для другой цели.
Отсюда и иное отношение к средству реализации цели по сравнению со средством удовлетворения потребности, к нему относятся не хищнически, а бережно, т. е. как к затратам чего-то полезного, ради другой полезности - реализованной цели, (Хотя и здесь можно найти аналоги "бережливости" в животном мире, это опять-таки инстинктивные формы).
Человек относится к действительности не только теоретически, пассивно, но и творчески-созидательно, активно, деятельно, следовательно, одновременно теоретически и практически и говоря о том, что человек стоит на стыке сущего и должного сущее в данном случае понимается и как объект, и как средство для человеческих целей. Относиться к действительности как средству может только человек, так как цели есть только у человека. Как без целей нет средств, так и без средств нет целей. Выяснять, что первично - средство или цель, отношение к миру как к сущему или как к должному и т. д., - это значит заниматься выяснением того, что было в начале - яйцо или курица. Цель и средство -соотносительные понятия и происхождение их обоих следует искать в условиях становления человека человеком.
Умение ставить цели, находить средства и реализовывать их выделяет человека из всей остальной природы.