Природно-ресурсная и экологическая политика, экономические механизмы ее осуществления в России


Природно-ресурсная и экологическая
политика, экономические механизмы
ее осуществления в россии се ветви власти в Российской Федерации призваны осуществлять природно-ресурсную и экологическую политику на основе принятых в 1990-е–начале 2000-х годов правовых актов в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Стратегическая цель государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов декларируется Экологической доктриной, одобренной распоряжением Правительства РФ в августе 2002г., и Национальной концепцией устойчивого социально-экономического развития. В их основе — создание правовых, экономических, социальных и других отношений, необходимых для обеспечения нынешнего и будущего
поколения россиян необходимыми ресурсами и благоприятной окружающей средой.

Тактические (ближайшие) цели государственной политики природопользования:

  • законодательное обеспечение функций государства по владению и управлению природными ресурсами;
  • использование возможностей природно-ресурсного потенциала для преодоления кризисных явлений и вывода России в число передовых стран;
  • уменьшение природоемкости экономики (ресурсоемкости – затрат ресурсов на единицу конечной продукции);
  • обеспечение приоритетности требований к возобновимым природным ресурсам как фактору сохранения благоприятной для людей окружающей среды.

Государственная природно-ресурсная и экологическая политика осуществляется в нашей стране в направлении совершенствования важнейших экономических и финансовых механизмов (рычагов) природопользования, среди которых:

  • экономическая реализация прав государства как собственника природных ресурсов;
  • совершенствование системы платежей за пользование природными ресурсами в рамках осуществления налоговой реформы;
  • развитие практики и методов экономической оценки природных ресурсов на базе приоритета рентного подхода, позволяющего перераспределять часть природных богатств в пользу общества;
  • экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов на базе применения ресурсо- и энергосберегающих технологий;
  • реформирование финансовых механизмов обеспечения воспроизводства и охраны природных ресурсов (напр., планируемое введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья; возможное участие России в международной торговле квотами на загрязнение воздушной среды);
  • привлечение инвестиций в сферу природопользования и охраны окружающей среды;
  • создание развитого внутреннего рынка страховых услуг и экологического аудита;
  • совершенствование системы лицензирования природопользования;
  • поддержка предпринимательства, в том числе малого и среднего, в сфере природопользования и экологических услуг.



Важная составная часть государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды — это государственная экологическая политика, направленная на воспроизводство среды обитания, т.е. биосферы. Ее осуществление связано с взаимодополняющим использованием административных и экономических рычагов.
Административные меры:

  • нормирование качества окружающей среды и введение экологических ограничений хозяйственной деятельности посредством запретов, стандартов и специальных нормативов — предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, предельно допустимых по массе выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы (ПДВ, ПДС);
  • проведение на обязательной основе государственных экологических экспертиз проектов;
  • развитие сети особо охраняемых территорий (заповедников, национальных парков и др.) в целях обеспечения устойчивости биосферы и экологической безопасности населения регионов;
  • экологическая паспортизация предприятий.

Экономические меры:

  • установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;
  • развитие льготного и ограничительного налогообложения;
  • развитие экологического страхования и аудита.


Экономические отраслевые механизмы природопользования
Отраслевые механизмы природопользования определены в Российской Федерации законодательными и регламентированы нормативными актами, в целом отвечающими требованиям рыночной экономики.


Немаловажно, что продолжающийся в нашей стране период экономических реформ отмечен переходом от затратного к рентному подходу в оценке и использовании отдельных природных ресурсов.
При затратном подходе, господствовавшем в советский период отечественной экономики, оценка природных ресурсов, как правило, осуществлялась исходя из величины затрат на их добычу и эксплуатацию.
Минус такого подхода состоял в часто завышенной оценке худших ресурсов, недоучете экологической составляющей затрат (либо потерь), что приводило к возникновению сомнительных с экономической точки зрения и экстенсивных по своей сути проектов — типа поворота рек, освоения целинных земель и т.п.
Рентный же подход основан на выявлении дополнительного экономического эффекта, возникающего при использовании лучших по качеству и местоположению ресурсов — минерально-сырьевых, лесных, водных, земельных и других.
Вычленение ренты как естественного и не связанного с предпринимательской деятельностью экономического эффекта в принципе позволяет за счет рентных платежей решать важнейшие проблемы пополнения доходной части бюджета и подъема на этой основе уровня жизни граждан.
Действующие в настоящее время природоресурсные платежи, налоги и сборы в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются одним из самых значимых источников формирования консолидированного бюджета Российской Федерации. Посредством их государство реализует свои права собственника на природные ресурсы, изымает из сферы эксплуатации природную ренту и компенсирует ущербы и расходы на воспроизводство и охрану этих ресурсов.
В 2002 г. система платежей позволила направить в консолидированный бюджет РФ за счет природоресурсных платежей, налогов и сборов около 340 млрд. руб., или почти 15% всех бюджетных поступлений. В доходах федерального бюджета такие платежи составляли свыше 200млрд. руб. (18%), в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации – около 100млрд. руб. (8%)*.
Проводимая Правительством РФ налоговая реформа уже до 2005г. должна внести заметные изменения в систему платежей, налогов и сборов в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В основу такого реформирования закладывается рентный подход при установлении размеров платежей, с учетом перераспределения налоговой нагрузки и снижения ее для обрабатывающих отраслей за счет сырьевого сектора экономики.
Значение ренты — в смягчении противоречий между общественной собственностью на природные ресурсы и частной формой присвоения прибавочного продукта и сверхприбыли, получаемой за счет использования природных объектов. Большинство российских экономистов и политиков убеждены, что природная рента должна возвращаться обществу на его социальные нужды, а также должна обеспечивать качественное и количественное воспроизводство природных ресурсов в интересах современного общества и будущих поколений.
Основная часть доходов от пользования природными ресурсами в настоящее время приходится на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый в соответствии с требованиями главы26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
За 2002 г. в бюджеты всех уровней поступило свыше 290млрд. руб. горных налогов и платежей, в том числе за счет НДПИ – 275млрд. руб., платежей за пользование недрами – 7,5 млрд. руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы – около 10млрд. руб. Удельный вес горных налогов и платежей составил более 87% всех выплат за пользование природными ресурсами*.
Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых в соответствии с Законом РФ О недрах в редакции от 1.01.2002 г. являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе в пределах исключительной экономической зоны. Не подлежат налогообложению полезные ископаемые, извлеченные из собственных отходов добывающих производств.
Пониженная налоговая ставка установлена для налогоплательщиков, осуществивших за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых.
Развитие экономического механизма недропользования связано с приоритетом рентных платежей, которые должны прийти на смену фискальному налоговому бремени, в равной степени затрагивающему все добывающие предприятия независимо от дифференциации месторождений — по качеству и отработанности сырья и их географической доступности, а следовательно и рентабельности.
Основная масса недропользователей в России в настоящее время эксплуатирует низкорентабельные месторождения, что в условиях единого подхода к взиманию платежей удорожает себестоимость добычи, не обеспечивает ее прироста и эффективности и, в свою очередь, ведет к снижению сбора налогов.



Содержание раздела