Владельцы рентабельных месторождений при уплате жестко фиксированных платежей увеличивают себестоимость добычи весьма незначительно и, пользуясь горно-геологическими и экономико-географическими преимуществами, получают сверхнормативную прибыль (рентный доход). Реально изъятие такого дохода в пользу государства осуществлялось до сих пор только для углеводородного сырья с применением акциза, отмененного с введением с 1.01.2002 г. НДПИ; в ближайшей перспективе возможно введение налога на дополнительный доход (НДД).
Совершенствование системы сборов, налогов и платежей при пользовании недрами связано с необходимостью учета каждого налогоплательщика в сфере природопользования, особенностей каждого конкретного месторождения и этапов его освоения. Для этого очевидно потребуется кадастровая оценка объектов недропользования и система их мониторинга, а также внесение изменений в действующую систему налогообложения и законодательство.
По мнению специалистов Министерства природных ресурсов РФ, совершенствование налоговой системы в природопользовании должно основываться на переходе к единому налогу на недропользователя. Основой расчета ренты при этом должны стать проектные технико-экономические обоснования разработки конкретных месторождений. Принципиально важным признается учет рентабельности месторождений, и исходя из этого рентные платежи должны позволить государству поставить недропользователей в равные экономические условия и при этом повысить доходы консолидированного бюджета в 2-3раза (до суммы, эквивалентной 20-30млрд. долл.
США), а по некоторым субъектам Федерации – более чем в 5раз.
Землепользование в Российской Федерации согласно Земельному кодексу (официальный текст на 19.09.2003г.) является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Общий объем поступлений земельного налога в 2002 г. во все уровни бюджета России составил 25млрд. руб.*.
Порядок исчисления уплаты земельного налога определяется законодательством РФ о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, условия и сроки внесения которой устанавливаются договорами аренды земельного участка.
Размер земельного налога рассчитывается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налог имеет рентную природу и зависит от качества земель и ценности территории.
Для целей налогообложения устанавливается кадастровая (нормативная) стоимость земельных участков, учитывающая свод сведений об их качестве и размерах. Кадастровая стоимость земли не может превышать рыночную и используется в случаях ее наследования, дарения и т.п.
Отношения в области установления и уплаты платежей за пользование лесным фондом регулируются Лесным кодексом РФ от 1997 г. и в последующих редакциях, а также законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата — при аренде участков лесного фонда (на срок от 1 года до 49 лет).
Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. Ставки арендной платы утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поступления платежей за пользование лесным фондом в 2002 г. составили 3 млрд. руб.**.
В настоящее время сохраняется крайне низкий удельный вес платы за древесину на корню в рыночной цене на лесоматериалы. Так, доля минимальных ставок платы за отпускаемую на корню древесину в стоимости реализации одного кубометра круглого леса составляет в среднем 3,5%. Уровень российских лесных податей в 40-50раз ниже (!) в сравнении с Финляндией, Швецией, США, другими развитыми странами.
В соответствии с Лесным кодексом плата взимается также при переводе лесных земель в нелесные. Целью взимания такой платы является возмещение потерь лесного хозяйства, связанных с уменьшением площади лесных земель и ухудшением качества земель лесного фонда. Всего по этой статье за первое полугодие 2003г. в федеральный бюджет поступило около 250млн. руб., что составило до половины поступлений в федеральный бюджет за счет лесных платежей.
Тем не менее в настоящее время вложения государства в лесное хозяйство для бюджетной системы остаются убыточными. Это происходит из-за низких ставок за пользование лесным фондом.
Лесные доходы могут быть существенно увеличены на рентной основе, которая предусматривает увязку уровня ставок платежей лесопользователей с характеристиками лесного фонда и условиями его эксплуатации, а также ценами на лесопродукцию на всех этапах ее заготовки и переработки. Принципы внедрения лесной ренты должны основываться на возмещении затрат на воспроизводство и охрану лесов с учетом рентной компоненты, т.е. различий лесного фонда по его качеству и местоположению.
Приходится признать, что существующая система платежей за лесопользование нарушает важнейшие принципы неистощительного, устойчивого ведения лесного хозяйства.
Несовершенство правовой базы данной отрасли приводит к тому, что частные структуры нарушают права граждан России как собственников лесных ресурсов, фактически присваивая основную часть лесной ренты.
Для исправления такого положения Минприроды России в конце 2000г. была утверждена Концепция платежей за пользование участками лесного фонда, в основу которой была положена теория лесной ренты. Для ее внедрения необходимо внести поправки в Налоговый кодекс РФ, изменив содержание лесных податей с простого налога — на реальную цену древесины на корню, уплачиваемую государству в условиях конкурентных рынков лесных ресурсов.
Известно, что существующая символическая плата за право пользования участками лесного фонда тормозит формирование вертикально интегрированных структур в лесной промышленности, объединяющих (подобно тому, как это делается в развитых странах) лесозаготовительные, деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия.
Вышеупомянутая концепция считает обязательным установление ставок лесных податей и арендной платы на уровне не ниже нормативных затрат на воспроизводство изымаемых лесных ресурсов для экономически доступных лесных участков. В этом случае второй составляющей платы за право пользования лесными ресурсами будет соответственно лесная рента.
Экономические отношения при пользовании водными объектами (кроме подземных вод) регулируются принятыми федеральными законами о плате за пользование водными объектами (1998г.) и о бюджете на 2002 и на 2003 г. Согласно им взимается налог на водопользование: поверхностными водоемами, внутренними морскими водами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащих лицензированию; налог поступает в региональные бюджеты.
Лицензии на пользование водными объектами выдаются на основе Водного кодекса РФ, впервые принятого в 1995 г. (с последующими редакциями). Проект нового Водного кодекса, одобренный Правительством РФ 19.02.2004 г., предусматривает введение платы за пользование водными ресурсами, которая будет поступать в федеральный бюджет.
Развитие экономического механизма водопользования связывается с совершенствованием рыночных рентных отношений в водном хозяйстве. Существующие платежи за воду (водный налог) хотя и являются выражением абсолютной и относительной ренты, в реальности не позволяют государству компенсировать значительные водохозяйственные затраты, составляющие только по охране водных ресурсов порядка 10млрд. руб. в год. Для сравнения: платежи за пользование водными объектами составили в 2002 г. 2,7млрд. руб.
Государство, являясь собственником водных ресурсов, вправе претендовать на получение дополнительной прибыли от таких крупных водопользователей, какими являются гидроэнергетика, орошаемое земледелие, водный транспорт, рекреация на водных объектах, рыбное хозяйство и других. При этом дополнительная прибыль или рента возникают на основе различной водообеспеченности речных бассейнов и регионов, а также разного качества вод, в привязке к конкретным водопотребителям и водопользователям.
По мнению специалистов Государственной водной службы МПР России, рентный доход целесообразно определять исходя из величины доходов, получаемых водопользователями в годы различной водности, т.е. в зависимости от изменяющегося речного стока в отдельных бассейнах. При этом рентные платежи должны устанавливаться по разнице между максимальным и минимальным доходами предприятий каждой отрасли, участвующей в водопользовании в пределах речного бассейна или водного участка. Возможен также расчет рентного платежа, определяемого на основе разницы между минимальным и максимальным (рентным) доходами комплексного водопользователя (гидроузла, водохозяйственной системы) за 5-10 лет*.
…
••
* См. Пресс-релиз МНС России от 27.03.2003 г.
* См.: Государственный доклад О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2002году.М.: Министерство природных ресурсов, 2003.
* См. Пресс-релиз МНС России от 27.03.2003г.
** См. там же.