Введение


Введение
В третьем тысячелетии возникла острая необходимость в повышении экономической, социально-экономической и эколого-экономической эффективности как отдельных экономических регионов, так и всей российской экономики. Одной из основных составляющих этих процессов является выполнение требований по рациональному использованию природных ресурсов, особенно в период развития рыночных отношений и смены форм собственности на предметы труда и природные ресурсы.

Задачи, стоящие перед региональной экономикой нашей страны, значительно усложняются и приобретают комплексный, взаимосвязанный характер деятельности производств и социальной сферы. В этих условиях возникают противоречия между экономикой, экологией и необходимостью размещения и развития производительных сил.

Указанные противоречия обостряются по мере вхождения российской экономики в рыночные отношения, особенно на региональном уровне управления, где изменяются пропорции между желанием получить максимальную прибыль и необходимостью выполнять требования экологических нормативов.

В результате появляются элементы новых процессов в организации и эксплуатации труда, возникает взаимозависимость структуры продукции хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды, происходят изменения в содержании и функционировании хозяйственного механизма отраслей материального производства России.
Научное обоснование ограничения стихийного и разбалансированного развития экономики определяет острую необходимость целостного представления о взаимосвязи региональной экономики и экологии, комплексного развития и размещения производительных сил, рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности. Между тем научная база для повышения интегральной экономической, эколого-экономической и социально-экономической эффективности производств и объектов непроизводственной сферы еще не получила должного развития.
Перед государством стоят задачи: улучшить мониторинг за состоянием окружающей среды обитания и источниками загрязнения, а также техническое оснащение этой службы современными автоматическими приборами и оборудованием, расширить формы и методы участия в этой работе местных органов управления, населения и общественных организаций; воспитывать в людях чувство ответственности за сохранение и приумножение природных богатств, бережное их использование; создать систему управления охраной природы.
Острота этих задач объясняется в значительной мере тем, что до настоящего времени в сфере производства процессы природопользования не выступали самостоятельным элементом системы управления. Иногда проблемы развития производства решались без учета его воздействия на окружающую среду, что приводило к некоторому нарушению равновесия в природе и ухудшению социально-экономической ситуации.
Социально-экономические аспекты охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов неразрывно связаны с научно-техническими и технологическими аспектами. Поэтому на основе глубокого изучения воздействия хозяйственной деятельности человека на эволюцию биосферы должны быть разработаны безотходные производства, рациональные системы охраны окружающей среды, принципы оптимального программно-целевого планирования и управления экономическими и технологическими процессами в целях обеспечения максимальной сохранности биосферы, необходимого природного равновесия.
Важнейшей объективной закономерностью размещения производительных сил, развития общества является планомерное и пропорциональное наращивание и концентрация производств в народном хозяйстве. Наряду с этим непрерывно совершенствуются технологии и формы управления технологическими процессами, а также повышается эффективность системы защиты окружающей среды.

Так, концентрация производства побочного продукта, полученного из отходов производств, создает условия для развития научно-технического прогресса и сокращения общих расходов из госбюджета на систему защиты окружающей среды.

Это является действенным фактором внедрения передовой техники, интенсификации процессов в производстве побочного продукта, наиболее разумного использования и воспроизводства материальных, энергетических и трудовых ресурсов, обеспечения защиты живого и растительного мира, удлинения срока службы зданий, машин, оборудования и приборов, раскрытия новых возможностей внедрения прогрессивных форм управления, главным образом путем создания безотходных территориально-производственных комплексов.


Переход системы охраны природы на рыночные отношения связан с решением экономико-организационных, технических, технологических задач, а также с оптимизацией управления безотходными территориально-производственными комплексами. В региональных системах охраны окружающей среды актуальными становятся проблемы определения величины потерь и их исключения, установления форм и масштабов человеческой деятельности.
Эффективным экономическим рычагом воздействия на определение предельно допустимых выбросов (ПДВ) агрессивных примесей в окружающую среду является установление базовых нормативных показателей платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов производств и объектов непроизводственной сферы, снимаемых с прибыли предприятий или добавляемых к себестоимости выпускаемой ими продукции (услуг).
По внутреннему и внешнему содержанию проблемы взаимосвязи экономики и экологии являются комплексными и многообразными. Решаться
они должны поэтапно и ускоренно. По мере роста числа специалистов в области развития и размещения производительных сил будут определяться условия оптимизации эколого-экономических, технико-технологических, экономико-организационных и других взаимосвязей и взаимозависимостей, что, несомненно, окажет значительное воздействие на развитие определенных направлений науки и на практическую деятельность.
Программно-целевой подход к решению задач рационального использования и воспроизводства ресурсов, охраны окружающей среды от отрицательного антропогенного воздействия призван обеспечить прочную основу устойчивого роста экономики производств для повышения материального и культурного уровня жизни людей.
Авторы учебника выражают благодарность студентам Государственного университета управления за помощь в оформлении рукописи и выполнении некоторого объема расчетов социально-экономических и эколого-экономических показателей эффективности инвестиций в развитие региональной экономической системы: Андрееву А., Антоновой Е., Голубу Я., Данильченковой М., Дейнекиной Ю., Дорожкиной О., Иванову О., Калининой И., Карпуниной Е., Корольковой К., Коротковой Ю., Лавровой Н., Лихачевой Т., Малаховой М., Мустафиной Э., Прищепе М., Проскуриной А., Разгоняевой Н., Разгон О., Ряжановой Е., Сергеевой И., Сеславинской Е., Сидоровой И., Старкову О., Трифонову Н., Уваровой Е., Усачеву Е., Федотову В., Чуреевой А., Щеголеватых К., Яковлеву К.



Содержание раздела