руб., прибыль 1,2 млрд. руб.
Сумма привлеченных коммерческими банками ресурсов возросла за 1997 г. на 1 775,1 млрд. руб. (на 23,7%) и составила на 1 января 1998 г. 9 248,7 млрд. руб. Почти половину в их объеме составляют средства на счетах предприятий и населения 4 618,7 млрд. руб. (в том числе 555,4 млрд. руб. на счетах в инвалюте). Около 30% (2 705,6 млрд. руб.) приходится на собственные средства банков.
В структуре мобилизуемых банками средств почти 30% составляют вклады населения 2 724 млрд. руб., причем по размеру привлекаемых средств бесспорное лидерство удерживает Сбербанк "Татарстан" 2 038,2 млрд. руб. (74,8% в общей сумме вкладов, имеющихся в коммерческих банках).
Общий объем краткосрочных кредитов, выданных коммерческими банками, составил на 1 января 1998 г. 2 590,6 млрд. руб., при этом рост за прошедший год составил 578,7 млрд. руб., или 28,8%. В их общем объеме преобладают рублевые кредиты экономике и населению, составляющие на 1 января 1998 г. 2 804,8 млрд. руб., или 86,4%, причем коммерческие банки сохраняют ориентацию преимущественно на краткосрочное кредитование.
В нашей республике долгосрочные ссуды уменьшились за 1997 г. на 74,1 млрд. руб., или на 25,7%, и составили 214,2 млрд. руб. Доля межбанковских кредитов в общем объеме ссуд тоже невелика. По состоянию на 1 января 1998 г. снизилась и составила 142,6 млрд. руб.
Причем снижение произошло как за счет межбанковских кредитов в иностранной валюте, которые сократились почти вдвое и составили на 1 января 1998 г. 44,2 млрд. руб., так за счет рублевых межбанковских кредитов, которые уменьшились с начала 1997 г. на 80,2 млрд. руб., однако по-прежнему преобладают в общем объеме межбанковских кредитов и составляют 98,4 млрд. руб., или 69%.
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА 3.1. Финансовый рынок в регионе Финансы один из важнейших инструментов, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику хозяйствующего субъекта (страна, регион, предприятие и др.). Финансовый механизм представляет собой систему организации, планирования и использования финансовых ресурсов. В состав финансового механизма входят:
Финансовые инструменты различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства, ценные бумаги, форвардные контракты, фьючерсы и свопы.
Таким образом, финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые инструменты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. товаром выступают деньги и ценные бумаги.
Финансовый рынок это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимостью.
Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, капиталов или денежного, золота. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги.
Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
На валютном рынке совершаются валютные сделки через банки и другие кpедитно-финансовые учреждения.
На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом.
На рынке капиталов аккумулируются и образуются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности. Рынок капиталов иногда подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов.
Спрос на рабочую силу зависит не только от заработной платы, но и от цен на взаимозаменяемые факторы производства. В настоящее время заработная плата в меньшей степени есть результат взаимодействия спроса и предложения на рынке труда; она скорее представляет собой результат переговоров между сторонами в коллективном трудовом договоре (профсоюзы и объединения предпринимателей).
Рынок ссудного капитала это рынок долгосрочных кредитов и капиталовложений. Сюда относятся ссуды, ипотеки, кредитные ценные бумаги (например, облигации) и ценные бумаги паевого участия (например, акции). На рынок ссудного капитала средства поступают в первую очередь за счет вкладов в сберегательных кассах и банках.
Рынок ссудного капитала служит не только для привлечения капиталов на длительное время, но и для образования собственности у частных лиц.
К денежному рынку в узком смысле причисляются краткосрочные ссуды, которыми обмениваются банки между собой. В широком смысле сюда относятся все те деньги, которые выдаются в качестве краткосрочных кредитов.
Товарные рынки
На рынке потребительских товаров потребители приобретают товары повседневного спроса, например продовольственные товары, одежду и предметы домашнего обихода.
На инвестиционном рынке встречаются предприниматели с целью закупки средств производства, например сырья, машин и оборудования.
Рынок обозревается только в тех случаях, если все многообразные и запутанные процессы на нем могут быть рассмотрены в достаточно сильном упрощении. Только через так называемую "экономическую модель" можно дать обоснованные суждения о рыночных процессах.
Совершенный рынок
Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок действуют исключительно в соответствии с экономическими принципами. Кроме того, для функционирования совершенного рынка должны быть выполнены следующие условия:
1. Гомогенность товаров. Для того чтобы цена была однозначно сопоставима с определенным товаром, все товары должны быть объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки. Отсутствуют всякие объективные предпочтения.
2. Отсутствие предпочтений пространственного, личностного и временного характера. Условия конкурентной борьбы должны быть одинаковыми для всех продавцов и покупателей. Например, нельзя допускать, чтобы в конкуренции создавались для кого-либо преимущества, вытекающие из дружбы (личностные предпочтения), географического положения (пространственных предпочтения) или различий в сроках поставок (временные предпочтения).
3. Полная прозрачность рынка. Продавцы и покупатели должны иметь возможность полного обзора рынка. Они должны быть в достаточной мере информированы обо всех обстоятельствах ведения сделок, например, о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей.