Тема 9 Организация муниципального управления в условиях корпоративной экономики
План
Цель социально-экономического развития муниципального образования улучшение качества жизни каждого человека, сообщества. Уровень социально-экономического развития, качество жизни населения в целом и конкретных граждан в значительной степени определяются уровнем компетентности команды менеджеров муниципального уровня, их способностью осуществлять активную, последовательную, ответственную управленческую деятельность.
В Конституции РФ присутствуют термины муниципальное образование, местное самоуправление, органы местного самоуправления.
Под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Местное самоуправление как выражение власти народа самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и местных тралдиций.
Органы местного самоуправления выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Муниципальное образование это не просто место совместного проживания людей. Оно объединяет сообщество в систему, состоящую из элементов (экономика, культура, право, политика и социальные отношения), функционирование которых направлено на достижение генеральной цели рост качества жизни каждого человека.
В структуре муниципального образвания (далее - МО) особая роль принадлежит экономической сфере. Она играет ведущую роль в жизнедеятельности населения и тесно связана с остальными структурными элементами МО.
Важнейшим условием этого является оптимизация соотношения между тем, что население МО хочет (цели), и имеющимися в распоряжении МО возможностями, компетенциями, принятыми ценностями.
Корпоративный метод как один из возможных методов хозяйствования способен регулировать политические аспекты жизни и содействовать развитию экономики МО.
2. Сущность корпоративного метода ведения хозяйства.
Местное самоуправление по существу является системой корпоративного управления МО. Эта система представляет собой организационную модель с помощью которой население представляет и защищает свои социально-экономические интересы (в дальнейшем СЭПИН социально-экономическая поддержка интересов населения). В истории России корпоративная форма жизнедеятельности населения существовала около девяти веков до 1917 г.
Тип применяемой модели зависит от целей, механизмов их достижения и отражает сам факт расхождения функций владения и управления МО. Муниципальное образование как корпорация есть организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами и обязательствами, которые отличаются от прав и обязательств, присущих каждому члену сообщества в отдельности.
Население (акционеры) передает право управления собственностью менеджерам и совету директоров, делегируя им право принятия решений по целому ряду аспектов деятельности корпорации, за исключением решений принципиальной важности. В условиях, когда корпорация основана населением и когда каждый человек владеет лишь незначительной, но равной для всех частью капитала корпорации, уступка или доверия населением (акционерами) рычагов контроля за ее деятельностью приводит к разделению функций владения и управления (распоряжения).
Разделение функций владения и управления деятельностью корпорации МО не представляло бы никаких проблем, если бы интересы владельцев и менеджеров полностью совпадали. Но и в реальной жизни их интересы расходятся.
Во-первых, менеджеры в реальной жизни испытывают воздействие целого ряда факторов, таких как власть, размер корпорации, престиж, связанный с занимаемым положением, которые не имею прямого отношения к интересам владельцев населения (акционеров).
Во-вторых, отличаются друг от друга форма и размер материального вознаграждения, который получают менеджеры и население владельцы корпорации. Менеджерам гарантируется вознаграждение по контракту в форме заработной платы, в то время как население (акционеры) могут получить ту часть прибыли корпорации, которая остается после того как корпорация отчитается по все своим обязательствам.
Сложность увязки этих двух форм вознаграждения заложена в самой их природе. Одним из механизмов решения (смягчения) этого противоречия является зачисление менеджерам вознаграждения в форме привелигированных акций корпорации.
Проблема корпоративного управления важна для значительного количества заинтересованных лиц для населения (акционеров), кредиторов, покупателей и т.д. Всех их можно назвать участниками в собственности корпорации.
Под этим понятием подразумеваются те, кто произвел различного рода инвестиции и соответственно заинтересован в результатах и качестве работы корпорации.
Эффективность корпоративногоу упрвления во многом зависит от успешного развития различных аспектов корпоративных отношений. Формирование институтов, способных осуществить финансирование, управление и контроль за корпорацией, есть предпосылка успешного развития экономики МО, без них сектор корпоративной собственности не может возникнуть.
Главными вопросами в связи с этим являются следующие: каким образом должны появиться эти институты; какие реформы должны быть предприняты; какие модели корпоративного управления и контроля за ним могут быть использованы в рамках экономики МО.