Наиболее широко используемым механизмом, с помощью которого население-акционеры (инвесторы) осуществляют внутренний контроль за деятельностью менеджеров корпорации, является привлечение специалистов (агентов),наделенных полномочиями по защите интересов населения-акционеров.Эти лица именуются директорами и образуют представительный орган совет директоров корпорации. В этом состоит их отличие от исполнительных директоров, которые нанимаются на контрактной основе этим советом. Исполнительные директора образуют правление.
Эти две группы директоров осуществляют внутреннее управление делами корпорации. Совет директоров ответственнен за решение следующих задач: формирование стратегических целей; надзор за реализацией стратегии; информирование населения (акционеров) о результатах управления активами корпорации.
Другим, не менее эффективным механизмом управления, способным обеспечить управление в интересах населения (акционеров) является поглощение. Свободно функционирующий рынок поглощений, называемый рынком корпоративного контроля, представляет собой постоянно действующий аукцион активов компаний.
Если стоимость активов оказывается ниже определенного уровня, который коропрация сочтет для себя приемлимым, то она присоединяет к себе неудачника, обеспечивая рост корпоративной собственности.
Акции не только гарантируют право на остаточный, выгодный населению доход коропрации, но и предоставляют своим владельцам (населению) право участвовать в голосовании по определенным вопросам деятельности корпорации, особенно по вопросу членства в совете директоров. Каждая акция дает акционеру право на один голос, причем акционер имеет право выдавать доверенность на участие в голосовании другому лицу.
Практика корпоративного управления развитием экономики МО предполагает состязание различных команд менеджеров, представляющих определенные программы социально-экономического развития сообщества, за получение доверенностей населения (акционеров) на управление корпорацией. В случае успеха выигравшая сторона получает контроль над корпорацией, даже не имея контрольного пакета акций.
Охарактеризованные формы не исчерпывают всех возможностей корпоративного управления и предполагают появление новых более эффективных механизмов и конкретных технологий. Разница в структурах и способах формирования управления определяется различием форм собственности, что находит выражение в философии различных моделей корпоративного управления.
В целом все участники корпорации имеют сходные интересы, связанные с ростом их доходов и укреплением каждого из них. Однако непосредственные способы реализации этих интересов могут не совпадать, так как каждый имеет собственные представления об оптимальной политике корпорации.
Создавая систему двойного контроля исходят именно из этих особенностей.
Стабильная система владения имеет огромную важность для эффективного руководства корпорацией, поскольку она обеспечивает долгосрочные перспективы для принятия корпоративных управленческих решений. Если владелец корпорации население, то каждый житель является ее равновладельцем, а потому население более терпеливо, чем внешний инвестор (житель другого региона), у которого в постоянном распоряжении есть возможности для ухода.
Возникновение и последующие эволюции структур корпоративногоу правления протекали в экономике западных стран и Америки как постоянная реакция на развитие рынка. В России, где экономика была командной, саморегулируемый рынок приходится строить с нуля.
Структура действующих здесь сил имеет свою специфику.
Первая реальная сила (но не обязательно единственная), имеющая достаточно возможностей для запуска рыночного механизма это государство, та самая властная структура, с которой рыночные силы находятся в противоборстве.
Вторая сила население МО, реализующее СЭПИН, создающее социально-финансовые группы муниципальных образований (СФГ МО) и внедряющее корпоративное управление социально-экономическим развитием территории. Через эти формы население имеет достаточно возможностей для запуска рыночных механизмов, увеличивает свои доходы и укрепляет здоровье.
При такой организации финансовой ответственности населения и наемных работников (руководителей и специалистов-исполнителей), даже в случае нанесения убытков и банкротства предприятий, последствия не столь катастрофичны. В условиях корпоративной экономики это не является особо сложной проблемой, так как банкротство предприятий (организаций) не является частным делом, да и большие убытки в практике СФГ МО возможны в очень редких случаях, поскольку акционеры, их представительные органы смогут оперативно корректировать экономический курс корпорации.
3. Социально-финансовые группы муниципальных образоваоний управленческая основа корпоративной экономики.
Муниципальное образование как корпорация представляет по сути социально-финансовую группу. Главная функция СФГ МО обеспечение интересов населения, а главная задача корпорационного управления обеспечение оптимальных взаимоотношений ее участников.
Акционерный и заемный капитал СФГ МО представляет собой лишь один из типов инвестиций, а именно финансовый капитал. В то же время ряд участников инвестируют другие формы капитала (например, работающие по найму работники вкладывают человеческий капитал, в том числе интеллектуальный).