Как видно из рисунка, участниками корпоративных отношений в рамках данной модели являются собственники, менеджеры, внутренние и внешние посредники. Для характеристики механизма корпоративного управления необходимо, по нашему мнению, рассмотреть следующие отношения: внутри группы собственников, внутри группы менеджеров, отношения между менеджерами и собственниками, отношения между собственниками и финансовым рынком, отношения между представителями собственников и рынком труда, отношения между менеджерами и товарными рынками. Рассмотрим эти корпоративные отношения подробнее. Говоря об отношениях внутри группы собственников, необходимо определить, кто ими является. Собственников корпорации признано подразделять на индивидуальных и институциональных.
К индивидуальным инвесторам относятся физические лица, организации и другие корпорации. К институциональным пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды, банки.
Как было указано в п.1., единственной обязанностью участника акционерного общества является имущественный взнос, но не включает участие в управлении. Из этого следует, что отношения возникают не между собственниками корпорации, а между корпорацией и собственниками (п.2), то есть отношения внутри группы собственников отсутствуют либо сведены к минимуму. При этом мы полагаем, что отношения собственников в рамках Совета директоров являются отношениями собственников с корпорацией, а не друг с другом.
К внутригрупповым отношениям собственников можно отнести получение доверенностей на голосование одними собственниками по акциям других и осуществление тендерного предложения на покупку акций, хотя и эти операции обычно осуществляются через посредников. Эти отношения будут рассмотрены ниже.
Управление столь сложной организационной системой как корпорация невозможно осуществить в одном лице, и поэтому корпорация управляется группой менеджеров, образующих орган управления корпорацией, наделенный определенными полномочиями. В экономической литературе, посвященной проблеме корпоративного управления, не рассматриваются вопросы отношений внутри группы менеджеров корпорации. Хотя достаточно описаны взаимодействия менеджеров в составе Совета директоров, о чем будет сказано при описание его функционирования.
Надо отметить, что это отдельное направление исследований, изучаемое такими научными дисциплинами, как теория организации, организационное поведение, психология менеджмента и др., где подробно описаны процессы взаимодействия внутри группы менеджеров и их эффективная организация, поэтому мы не будем их здесь рассматривать.
Отношения между собственниками и финансовым рынком, отношения между представителями собственников и рынком труда, отношения между менеджерами и товарными рынками выходят за рамки отношений внутри корпорации и будут рассмотрены ниже в объеме участия этих институтов в роли посредников корпоративных отношений.
Таким образом, остается группа отношений между собственниками и управляющими, которые, по нашему мнению, являются объектом исследования при изучении корпоративного управления, раскрывающего механизм его осуществления. Эти взаимоотношения заключаются, как было определено в п.2, в защите собственников от неэффективной работы управляющих.
Отличительной чертой эффективности управления корпорацией является не только профессионализм наемных менеджеров корпорации, но и совпадение мотиваций менеджеров с интересами собственников.
Классические теории фирмы предполагают, что менеджеры действуют в наилучших интересах собственников. Однако, когда дело доходит до практики, то перед нами предстает совершенно иная картина. Дело в том, что менеджеры тоже люди, и именно представления и личные интересы менеджеров, а не интересы собственников зачастую играют более значительную роль при принятии управленческих решений.
Это относится к вопросам имиджа менеджеров корпорации (административные здания, представительские расходы), к вопросу об отношении к риску (менеджеры принимают и воплощают в жизнь решения, по которым однако не несут ответственности), так и к вопросам инвестиционной, производственной и стратегической политики (поглощение корпорации-цели для увеличения собственного влияния, а не получения экономического эффекта).
В систему внешних посредников, по мнению многих экономистов, включаются государство, финансовые и товарные рынки.
Рассмотрим эти механизмы подробнее.
К внутренним механизмам относятся:
Первым инструментом контроля, к которому прибегают акционеры при найме генеральных директоров корпорации, это составление трудового контракта. Теоретически, в трудовом контракте должны быть указаны нормы
Таблица 1.3.1.
Основные типы агентских конфликтов.
Проблема |
Собственники |
Менеджеры |
Имидж менеджеров корпорации |
Стремление к экономии |
Стремление к роскоши |
Выбора Инвестиционного горизонта |
Долгосрочный |
Краткосрочный |
Отношение к Риску |
Собственники несут риск по решениям принятыми наемными управляющими |
Менеджеры принимают и воплощают в жизнь решения, по которым, как правило, не несут ответственности. |
Эффективного Использования прибылей |
Получение в виде дивидендов либо капитализации, по ставке не ниже нормы прибыльности |
Увеличение собственного влияния в корпорации и собственного благосостояния |
Отношение к корпорации |
Как к одному из источников доходов |
Как к единственному источнику дохода |
Стремление к установлению контроля над корпорацией |
У обладателей крупного пакета сильное, у мелкого собственника низкое |
Сильное |
Стимулы к слиянию и поглощению, осуществляемых корпорацией |
Получение прибыли не ниже нормы прибыльности |
Как правило, увеличение собственного влияния и удовлетворение тщеславия |
Отношение к продаже корпорации |
При достаточной премии за продажу пакета акций положительное |
Как правило, отрицательное |
Стремление к осуществлению личных затрат за счет корпорации |
Низкое, чем больше доля акционерного капитала, тем ниже |
высокое |
поведения генерального директора во всех возможных ситуациях при осуществлении управленческой деятельности. При расхождении поведения генерального директора с поведением, установленным в контракте, он автоматически увольняется; таким образом, появляется его заинтересованность в более качественной работе. Сложность заключается в том, что в условиях корпоративного управления возможно огромное множество вариантов хозяйственных ситуаций, и их прогнозирование либо невозможно, либо издержки по прогнозированию будут несравненно выше полученного эффекта. Поэтому на практике ключевым моментом разработки контракта является не попытка определить поведение генерального директора во всех возможных ситуациях, а структурирование системы оплаты труда менеджеров
Цель данной операции определить такое сочетание различных видов денежных вознаграждений топ менеджеров, чтобы «усадить менеджеров и акционеров в одну лодку»47, то есть добиться совпадения интересов акционеров и менеджеров корпорации.
В настоящее время существует система оплаты труда менеджеров, состоящая из двух элементов (1.3.248.).
1.3.2. Формирование денежного вознаграждения менеджеров
Разрешение агентских конфликтов с помощью построения системы оплаты труда предполагает ответы на такие вопросы:
Относительно пропорций между вознаграждением высших менеджеров и остального персонала существует две противоположные гипотезы.
Согласно первой, шкала вознаграждений должна быть сильно прогрессивной, чтобы вознаграждение генерального директора служило «морковкой» для всех остальных сотрудников.