КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Ранее полагали, что сущность торговли заключается в обмене, в действительности же она заключается в том, чтобы сделать продукт доступным потребителю.
Ж.-Б.Сэй
IX-XVII вв.
Возникновение торгового предпринимательства на Руси относится к глубокой древности. Уже в IX в. торговля становится важной сферой хозяйственной деятельности. Рынок (торг, торжище, торговище) занимал центральное место в русском городе—в древнем Киеве, например, насчитывалось 8 рынков.
В связи с зарождением мануфактурного предпринимательства в XVII в. началось заметное укрупнение товарного производства, вызвавшее появление крупной оптовой торговли.
К середине XVII в. торговые связи приобретают государственный характер. Формируется единый рынок, который охватывает все слои населения. Однако заметнее всего был рост торговой активности купечества, особенно в сфере межобластных связей. Развитие товарного производства объективно требовало сбыта продукции в больших масштабах, а следовательно, и появления крупных торговцев-оптовиков, чья деятельность видоизменила бы прежние торговые операции. Между тем деятельность оптовиков была ограничена в силу двух основных причин.
Во-первых, основная масса торговцев испытывала недостаток капитала; во-вторых, большая часть населения Российского государства жила в условиях натурального или полунатурального хозяйства, поэтому в крупном масштабе можно было оперировать лишь теми товарами, которые отсутствовали на мелких местных рынках. С другой стороны, невысокая покупательная способность населения не допускала узкой специализации в торговле.
Активное развитие отечественной торговли обусловило переход российского правительства к политике меркантилизма. 25 октября 1653 г. был обнародован Торговый устав, главное значение которого состояло в установлении единой торговой пошлины в размере 5% от цены продаваемого товара и повышении размера пошлины с иностранных купцов. Ярко выраженный протекционистский характер имел Новоторговый устав, принятый в 1667 г. и резко ограничивающий торговую деятельность иностранцев в России: пошлины, уплачиваемые ими, достигали 22% от цены товара, не считая расходов по транспортировке; кроме того, иностранным купцам разрешалось вести только оптовую торговлю.
Таким образом, торговые уставы ограждали русских людей от иностранной конкуренции и одновременно увеличивали размер поступлений в казну от сбора пошлин.
XVIII — первая половина XIX в.
Преобразования Петра I вызвали крупные изменения в экономической жизни Российской Империи, в том числе в торговле. Северная война и расширение казенного предпринимательства привели к кризису средневековых купеческих корпораций. Резко изменились условия и структура торговли (в частности, была введена государственная монополия на торговлю особенно прибыльными товарами — солью и табаком, а также на экспортные поставки юфти, икры, хлеба, смолы, пеньки и т.д.).
Были пересмотрены традиционные нормы взаимоотношений государства с крупным купечеством, которое потеряло былую экономическую мощь и фактически было ликвидировано как институт.
Одновременно укреплялись позиции нового слоя предпринимателей — гильдийских купцов. Важнейшим фактором, способствующим развитию деловой активности гильдийцев, стало их приобщение к "компанейской" форме предпринимательства, так как индивидуальные капиталы оказались недостаточными для создания крупных частных предприятий.
Компании (товарищества) не были новшеством для отечественного делового мира. В допетровской Руси они существовали издавна, главным образом в форме "складничеств" и торговых домов.
Если в XVII в. крупное купечество старалось вложить полученную прибыль в недвижимое имущество, прежде всего — в землю, то после реформ, проведенных Петром I, купцы утрачивают возможность стать землевладельцами. Первостепенное значение для них приобретает капитал, находящийся в обороте. Имея оборот в размере нескольких тысяч рублей, купцы обладали порой имуществом, стоимость которого не превышала две-три сотни рублей.
Неудивительно, что кредитные учреждения проявляли большую осторожность при выдаче ссуд купцам, не имеющим поручительств.
Большую роль в развитии российского купеческого предпринимательства сыграли законодательные акты Екатерины II, направленные на расширение гражданских прав торговцев. Купцы были освобождены от рекрутской повинности и уплаты подушной подати, замененной 1%-ным налогом с оборота. Наконец, в соответствии с "Жалованной грамотой городам ", принятой в 1785 г., купечество окончательно оформляется в самостоятельное сословие. Каждый торговец имел право записаться в одн из трех гильдий при условии объявления определенного размера капитала.
Купцы первой и второй гильдии имели право на внутренний оптовый и розничный торг; при этом купцам первой гильдии разрешалось торговать не только в Российской Империи, но и за ее пределами, для чего можно было иметь морские суда. Сфера деятельности купцов третьей гильдии ограничивалась мелочным торгом.
Конец XVIII — начало XIX в. характеризуется обновлением делового мира Российской Империи, начавшимся еще при Петре I: происходит вытеснение крупных купеческих родов, пребывавших в состоянии корпоративной замкнутости, более инициативными предпринимателями из среды провинциального купечества, крестьян и мещан. В первой половине XIX в. набирает силу новое гильдийское купечество, ориентированное не только на торговую, но и активную промышленную деятельность.
Российское законодательство того времени предполагало деятельность двух видов предпринимательских объединений — торгового дома (полного или на вере) и акционерной компании. В связи с этим отечественные историки высказывают мнение о том, что в общем виде принцип ограниченной ответственности акционеров был провозглашен в России за полстолетия до окончательного его утверждения в Западной Европе.
Вторая половина XIX — начало XX в.
Российское законодательство 60-х гг. XIX в. положило конец неравенству сословий в праве на занятие частной предпринимательской деятельностью и создало условия для формирования и развития предпринимательства на основе рынка рабочей силы и экономической свободы субъектов рынка.
Разряды |
Виды торговых предприятий |
I II III IV V |
Оптовые магазины и склады, большие рестораны, аптеки Средние по оборотам оптовые склады, магазины, трактиры Мелкие лавки, чайные, распивочные Ларьки и палатки Развозная и разносная торговля |
В 1885 г. в Российской Империи действовало 126,9 тыс. крупных оптовых и оптово-розничны предприятий, 274 тыс. стационарных лавок и 153,3 тыс. палаток и ларьков. Кроме того, около 170,5 тыс. человек торговали вразвоз и вразнос. Впрочем, понятия крупного оптового и розничного торгового предприятия были в то время весьма относительными.
По официальным данным, в 1885 г. торговлей занимались 1027 тыс. человек. Следовательно, на каждое торговое предприятие приходилось лишь 1,42 человека.*
* См.: Половников А.П. Торговля в старой России. — М., 1958. — С. 65.
В 1910 г. численность занятых в торговой сфере возросла вдвое, составив более 2 млн. человек. Передвижной торговлей занимались 345 тыс. развозчиков и разносчиков. Они почти не несли издержек обращения, им удавалось скрыть свои обороты и избежать обложения налогами или уплачивать их в незначительном размере, что способствовало росту передвижной торговли. Удельный вес магазинов в структуре торговой сети составлял лишь 13%, поскольку магазинная торговля требовала более значительных капиталовложений и более высоких эксплуатационных расходов по сравнению с лавочной и тем более палаточно-ларьковой сетью. Торговля в магазинах требовала большего размера оборотного капитала, определяемого не только соответствующей величиной товарооборота, но и более медленной оборачиваемостью капитала.
Поэтому магазинной торговлей занимались главным образом акционерные общества. В 1910 г. норма прибыли составляла для палаточно-ларьковой сети — 261%, для лавочной — 108%, для магазинной — 45,5%.*
* Там же. — С. 83.
Следует отметить, что в России начала XX в. наиболее доходным по сравнению с другими отраслями экономики был капитал, помещенный в сферу торговли.
1917-1990 гг.
В послеоктябрьский период экономика России характеризовалась возникновением антирыночных натуральных тенденций. Была запрещена частная торговля, введены государственная монополия на подавляющую часть товаров промышленного производства, а также хлебная монополия. Однако уже спустя четыре года после Октябрьской революции В.И.Ленин признал ошибочными полное закрытие местного рынка и чрезмерную монополизацию торговли.
Непродолжительное оживление торговли наблюдалось в период нэпа, с 1921 по 1927 г. Однако целенаправленная государственная экономическая политика привела к тому, что в 1931 г. частник был полностью вытеснен из товарооборота.
Преобладающие позиции в торговле в этот период заняла потребительская кооперация. Эта форма организации торговли возникла в России в 60-е гг. XIX в. и удерживала лидирующее положение вплоть до середины 30-х гг. XX в.
Специальное постановление правительства от 8 сентября 1935 г. разграничило сферы деятельности государственной торговли и потребительской кооперации — соответственно города и сельсRая местность. Таким образом была ликвидирована возникшая диспропорция, когда в промышленном производстве преобладала государственная собственность, а в сфере торгового обращения — кооперативная.
Развитие торговли было приостановлено в годы Великой Отечественной войны. Торговля была свернута и заменена нормируемым распределением. Между тем наряду с карточками и талонами существовала свободная колхозная, а с 1944 г. и государственная коммерческая торговля.
В 50-е гг. в организации торговли, и прежде всего оптовой, произошли значительные изменения. Во-первых, в 1953 г. сбытовой оптовый аппарат был передан в ведение Министерства торговли СССР. До этого времени оптовая торговля осуществлялась сбытовыми органами промышленности, которые работали в отрыве от розничной торговли и не были заинтересованы в улучшении качества и ассортимента товаров.
Во-вторых, большая часть предприятий розничной торговли была передана системе местных органов (торгов).
В-третьих, произошло укрупнение потребительских обществ.
Именно в 50-е гг. были сформированы основные пропорции и принципиальные организационные схемы в управлении торговлей, которые просуществовали до начала 90-х гг., т.е. более 35 лет.
Торговля потребительскими товарами осуществлялась в трех формах: государственной, кооперативной и колхозно-базарной, что было обусловлено наличием трех форм собственности: государственной, колхозно-кооперативной и личной. Доля государственной торговли в общем объеме розничного товарооборота составляла около 70%, кроме того, к ней относилась внешняя торговля, а также 95% оптовой торговли страны.
Предмет торгового дела
Переход России к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов потребителей.
Решение этой ответственной задачи требует от торговли не только усилий, связанных с реализацией произведенной стоимости, но и выполнения сложнейшего комплекса мероприятий, обеспечивающих продвижение товаров от производителей к потребителям.
Предметом торгового дела являются:
• совокупность отношений, возникающих в процессе продвижения товаров от производителей к потребителям, между субъектами рыночной экономики;
• механизм и формы проявления экономических законов развития общества в сфере обращения в условиях ограниченности ресурсов и конкуренции за их использование;
• сущность, закономерности и принципы функционирования хозяйственного механизма субъектов товаропроизводящей сети, осуществляющих деятельность, исходя из потребностей и уровня развития общества.
Формирование рыночной среды и новых подходов к деятельности торговых предприятий предполагает активное использование концепции маркетинга как мощного инструмента, с помощью которого могут успешно выполняться социально-экономические функции торговли.