Субъекты рынка
Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов, вступающих в товарно-денежные отношения посредством купли-продажи:
государство;
предприятия;
домашние хозяйства.
В табл. 1.1 приведены основные товары (услуги), служащие предметом купли-продажи субъектами рынка.
Таблица 1.1
Субъект рынка |
Предмет продажи |
Предмет покупки |
Государство |
Услуги государствен |
Товары общественного, |
ных организаций и |
государственного поль |
|
учреждений. |
зования, предназначен |
|
Земля, природные |
ные для национальной |
|
ресурсы, жилье, |
обороны, государствен |
|
лицензии |
ного управления, охра |
|
ны общественного по |
||
рядка, функционирова |
||
ния экономики, сохра |
||
нения культурного на |
||
следия (рабочая сила, |
||
здания, оборудование, |
||
вооружение, сети комму |
||
никаций, фундаменталь |
||
ные научные исследова |
||
ния, художественные |
||
произведения и т.п.) |
||
Предприятия |
Товары, услуги, принад |
Рабочая сила, земля, |
лежащие им имущест |
природные ресурсы, |
|
венные ценности, ин |
сырье, полуфабрикаты, |
|
теллектуальная собст |
товары, деньги, ценные |
|
венность |
бумаги |
|
Домашние |
Труд, имущественные |
Потребительские това |
хозяйства |
ценности, товары, |
ры, услуги, имуществен |
услуги |
ные ценности |
Инфраструктура рынка
Под инфраструктурой понимается обслуживающая часть любой функциональной структуры. Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм (кредитная, эмиссионная, налоговая, таможенная системы, системы коммуникации, система страхования предпринимательства и др.) и субъектов рынка (предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, различного рода биржи, банки, налоговые инспекции, подразделения таможенной службы, предприятия связи, рекламные фирмы и др.), обеспечивающих функционирование рынка.
Товар
Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке. Товаром могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра — все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости.
В узком смысле под товаром понимается продукт труда, произведенный для обмена.
Торговая деятельность
Услуги — неотъемлемый элемент национального общественного продукта. Этот вид деятельности создает полезный результат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий определенную потребность человека.
Система национального счетоводства, отражая это обстоятельство, включает в себя валовой выпуск как продукции, так и услуг:
валовой выпуск продуктов;
выпуск рыночных услуг;
выпуск нерыночных услуг.
Рыночн е услуги являются объектом купли-продажи, издержки по ним покрываются целиком или в значительной мере за счет выручки от их реализации. Наибольшее значение имеют услуги оптовой и розничной торговли, предприятий массового питания, всех видов транспорта, связи, бытовые, здравоохранения, народного образования и др.
Расходы по производству нерыночных услуг целиком или в значительной мере покрываются за счет государственного бюджета и (или) добровольных взносов (например, услуги органов государственного управления, социального обеспечения, обороны).
Экономическое содержание торговой услуги как основного элемента рыночных услуг заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи.
Применяя к торговым услугам классификацию услуг по характеру удовлетворяемых потребностей и по участию в создании стоимости товара, можно сказать, что торговая услуга наряду с услугами массового питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства является в своей основе услугой по обслуживанию потребления готовых материальных благ. Это выражается, например, в обслуживании смены форм стоимости (товарной на денежную), маркетинговых исследованиях потребительских рынков, заключении сделок с поставщиками, ведении учета движения товаров, помощи покупателям в подборе необходимого товара. В соответствии с экономической теорией услуги подобного рода не создают новой потребительной стоимости и не увеличивают стоимость товара, но возмещаются за счет чистого продукта, созданного в других отраслях национальной экономики.
С одной стороны, торговую деятельность предприятия обусловливает совокупность рынков ресурсов. Предприятию необходимы квалифицированные кадры, товары, технические ресурсы, технологии торгового процесса, кредитные линии, информация о состоянии рынка и спросе покупателей и многое другое.