Основным источником финансирования капитальных вложений предприятия является фонд развития производства, направляемым на техническое переоснащение действующих производств, и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в части, расходуемой на строительство жилого фонда.
В качестве источника покрытия других расходов и отчислений используется прибыль предприятия.
Значительное внимание в современных условиях уделяется определению экономически обоснованных нормативов оборотных средств.
Собственными (закрепленными) оборотными средствами предприятия являются средства, которые создаются за счет уставного фонда, прибыли. Приравненными к собственным оборотным средствам предприятия являются средства, находящиеся в его распоряжении по условиям (расчетам) взаимоотношений предприятия с рабочими и служащими, заказчиками и т.д. Такие средства называются устойчивыми пассивами.
К ним относятся переходящая минимальная задолженность по заработной плате рабочим и служащим и отчислениям на социальное страхование, задолженность резерва предстоящих платежей, по авансовым платежам заказчиков и др.
Заемными являются средства, получаемые предприятием от банков в виде ссуды, а также кредиторская задолженность.
Необходимость деления оборотных средств на нормируемые и ненормируемые вытекает из требований, обусловливающих планомерное развитие производства и непременное достижение наибольших результатов с наименьшими затратами на единицу продукции.
Установлением плановых нормативов по отдельным статьям оборотных средств обеспечивается непрерывная и ритмичная работа производства.
Весьма важным вопросом разработки финансового плана Предприятия является определение размеров фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищною строительства, а также фонда развития производства.
При планировании раздела «Кредитные взаимоотношения» рассчитывается размер привлекаемых долгосрочных кредитов по каждому их виду, необходимых для обеспечения эффективной производственно-хозяйственной деятельности предприятия и входящих в него подразделений.
Полученный от коммерческих банков кредит погашается после завершения работ в первую очередь за счет средств фонда развития производства и других фондов, а при недостаточности за счет прибыли, получаемой от проведения прокредитованных мероприятий.
В условиях рыночной экономики коммерческие банки широко представляют как краткосрочные, так и долгосрочные кредиты на капитальное строительство. Использование банковских ссуд вместо безвозмездного финансирования капитальных вложений значительно повышает ответственность предприятий, требует более тщательного обоснования экономической целесообразности затрат, более реалистического подхода к определению действительной потребности в средствах, создает заинтересованность в ускорении окупаемости капитальных вложений.
При определении взаимоотношений предприятия с бюджетом рассчитывается размер платежей (плата за производственные фонды, фиксированные платежи, свободный остаток прибыли, налоги) и ассигнований из бюджета в целом и по отдельным направлениям.
В настоящее время действует общий порядок распределения прибыли предприятий, определяющий его характер взаимоотношений с бюджетом.
Общий порядок предусматривает, что плановая прибыль предприятия после определения размеров взносов в бюджет в виде платы за производственные фонды, фиксированных платежей, а также сумм, предназначенных для уплаты за банковский кредит, направляется на формирование фондов предприятия.
Для обеспечения полной взаимосвязи статей финансового плана и определения окончательных взаимоотношений с государственным бюджетом при завершении расчета баланса доходов и расходов составляется проверочная таблица, в которой по горизонтали приводятся источники финансирования (отраженные в подразделе «Доходы и поступления»), а по вертикали статьи расхода (из подраздела «Расходы и отчисления»), равнозначные в обшей сумме по итогу.
Таким образом, в балансе доходов и расходов (финансовом плане) предприятий практически находит отражение широкий комплекс финансовых отношений предприятия с финансово-кредитной системой, с другими предприятиями и организациями. От того, насколько экономически обоснован финансовый план и как он выполняется, во многом зависит положение предприятия, его финансовая устойчивость, своевременность выполнения обязательств по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и других предусмотренных планом затрат.
Он необходим как доказательство перспективности инвестирования средств, чтобы убедить банкиров в целесообразности кредитования.
Содержание и объем бизнес-плана зависят от различных факторов: размеров предприятия (для малого бизнеса 1020 страниц, для крупной фирмы 4050); полноты составных частей (укрупненный или детализированный); назначения (для внутреннего использования, для инвесторов, как заявка на банковский кредит); периода планирования (на один год или несколько лет); квалификации составителей и практического опыта подготовки технико-экономического обоснования.
Процесс составления плана и детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют руководителя непредвзято и беспристрастно взглянуть со стороны на свое предприятие.
Сравнение с аналогичными фирмами поможет выявить слабые и сильные стороны, заранее предвидеть возможные технические проблемы и финансовые затруднения, которые могут привести к неплатежеспособности.
Если предприятие находится на грани банкротства, бизнес-план покажет, почему дешевле отказаться от сомнительных коммерческих операций и как найти способы повышения платежеспособности и рентабельности. Тщательно составленный бизнес-план дает возможность довести идеи до других людей сотрудников, инвесторов, кредиторов, общественности.
Приведем структуру бизнес-плана для действующего крупного и среднего предприятия.
Титульный лист (обложка бизнес-плана)
Резюме ,
1. Описание бизнеса. Цель деятельности предприятия
1.1. Основной товар (работа или услуга)
1.2. Потребности рынка
1.3. Потребители продукции (услуги)
1.4. Размер рынка и возможные тенденции его развития
1.5. Местонахождение предприятия
1.6. История создания и деятельности фирмы
1.7. Стратегия выхода на рынок
1.8. Потребительские качества продукции (услуги)
1.9. Концепция бизнеса
1.10. Оценка рынка и объем продаж
2. План маркетинга и реализации товара (услуги)
2.1. Существующие и потенциальные потребители (более детальное изложение)
2.2. Исследование рынка: местного, регионального, национального, мирового
2.3. Способы продвижения товара к потребителю
2.4. Послепродажное обслуживание потребителя и rapai
2.5. Ценообразование
2.6. Конкуренция и конкурентное преимущество
2.7. Реклама
2.8. Реализация продукта: транспортировка, страхование, кредитование, таможенные сборы
2.9. Общая стратегия маркетинга
3. План инноваций
3.1. Состояние продукта: характеристика и риск
3.2. Улучшение изделий и новые продукты
3.3. Затраты на научные исследования
3.4. Создание и использование объектов интеллектуальной собственности
3.5. План финансирования инноваций
3.6. План расширения предприятия
4. Производство продукции
4.1. Производственная мощность использование и развитие
4.2. Производственный цикл, запасы и сезонные колебания
4.3. Производственный график выпуска изделий
4.4. Стратегия снабжения
4.5. Развитие сферы услуг
5. Управление
5.1. Организационная структура фирмы
5.2. Главные руководители предприятия: послужной список, обязанности и ответственность
5.3. Совет директоров, профессиональные советники
5.4. Компании-партнеры
5.5. Подбор и мотивация труда работников
5.6. Структура собственности и инвесторы
6. Персонал
6.1. Численность персонала
6.2. Потребность в специалистах
6.3. Подготовка кадров, стоимость обучения
6.4. Формы и системы оплаты труда
6.5. Расходы на оплату труда
6.6. Планирование роста производительности труда
7. Оценка риска и страхование
7.1. Виды рисков, с которыми может столкнуться предприятие
7.2. Профилактика рисков
7.3. Размеры возможных рисков
7.4. Затраты на страхование
8. Юридический план