Платежи за землепользование


Ко второй группе показателей относятся такие, как:
1) оснащенность источников загрязнения очистными устройствами (количество источников вредных выбросов, количество неорганизованных источников вредных выбросов);
2) пропускная способность имеющихся очистных сооружений (количество и мощность основного технологического оборудования, функционирование которого сопровождается выделением определенных видов загрязнений; доля определенного вида загрязнений, образующихся при производстве единицы основной продукции; количество и мощность природоохранного оборудования, предназначенного для очистки);
3) прогрессивность применяемого очистного оборудования (КПД применяемого очистного оборудования; доля очистного оборудования с высоким КПД; доля вредных выбросов, очищаемых на оборудовании с высоким КПД);
4) возможность контроля за функционированием очистного оборудования (уровень обеспеченности очистного оборудования контрольно-измерительной аппаратурой; коэффициент фактического использования контрольно-измерительной аппаратуры; доля прогрессивных приборов в общем количестве применяемых контрольно-измерительных приборов; доля очистных сооружений, работающих под контролем прогрессивных приборов; доля очистного оборудования, работающего под централизованным контролем над выбросами, в общем количестве оборудования, работающего под контролем);
5) рациональность существующей организационной структуры природоохранной деятельности предприятия (наличие природоохранных служб и отделов, уровень централизации управления природоохранной деятельностью, оперативность руководства природоохранных служб и отделов при принятии решений; оснащенность природоохранных служб и отделов вычислительной техникой; информационная обеспеченность; степень экономической самостоятельности природоохранных служб и отделов);
6) удельные показатели организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия (отношение результата природоохранной деятельности к стоимости основных производственных фондов, очистного оборудования, используемых материалов при природоохранной деятельности; к общей численности работников и к численности работников, занятых природоохранной деятельностью).
Третья группа показателей включает в качестве общего показателя отношение экономического эффекта от применения природоохранных мероприятий к общей величине затрат на их проведение и совокупность частных показателей. К ним относятся:
доля капитальных затрат на природоохранные мероприятий в общем объеме капитальных затрат предприятия;
доля текущих затрат на природоохранную деятельность в общем объеме текущих затрат предприятия;
доля затрат на охрану воздушного бассейна в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
доля затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
доля затрат на уничтожение и обезвреживание твердых и жидких отходов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
доля затрат на разработку и внедрение прогрессивных технологий (малоотходных, безотходных, бессточных и т.п.) в общих затратах на НИОКР;
доля затрат на оплату услуг сторонних организаций на природоохранную деятельность в общем объеме этих затрат предприятия.
Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.
Работа по составлению экологического паспорта оплачивается предприятием по договоренности с коммерческой организацией. При выдаче разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ региональное отделение Госкомэкологии получает от предприятия сумму в размере 10% договорной стоимости составления экологического паспорта коммерческой организацией.


Экологический паспорт подписывается руководителем предприятия и руководителем районной организации охраны окружающей среды и природных ресурсов. В последующем этот документ уточняется, в него вносятся необходимые изменения.

Платежи за землепользование
Право землепользования предоставляется местными органами власти, которые выдают разрешение на землепользование либо заключают договор на аренду.
Существует две формы включения юридических лиц и граждан в землепользование бессрочное (постоянное) пользование земельными участками и временное пользование земельными участками.


Право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующими местными органами власти.
В соответствии с Земельным кодексом предельный срок временного пользования землей в России устанавливается не более трех лет.
Право аренды и временного пользования земельными участками удостоверяется договорами. К договору прилагается план земель, предоставленных во временное пользование, аренду.
По решению местной администрации земельные участки собственников земли, землевладельцев и землепользователей могут по согласованию с ними предоставляться во временное пользование для государственных и общественных нужд в порядке, установленном Земельным кодексом.
Документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком, является основанием для установления и взимания платы за землю.
Формами платы за землю являются: арендная плата, земельный налог, нормативная цена земли.
Размер арендной платы, условия и сроки внесения устанавливаются договором аренды. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению. Величина арендной платы включается в себестоимость продукции предприятия.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В соответствии с Законом РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам и подвидам угодий, природным зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов.
Так, например, с учетом целевого назначения весь земельный фонд подразделяется на земли:
1) сельскохозяйственного назначения;
2) населенных пунктов (городов, поселков, сельских населенных пунктов);
3) промышленности, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
4) природоохранного, природно-заповедного, оздоровительно, рекреационного и историко-культурного назначения;
5) лесного фонда;
6) водного фонда;
7) запаса.
Если землепользование ведется на земельных участках, облагаемых налогами по различным ставкам, то общий размер налога определяется суммированием налога по этим земельным участкам.
Расчет платежей за землю производится ответственными исполнителями службы по охране природы предприятий.
Предприятие ежегодно должно представлять в налоговые органы расчет причитающихся с него налогов по каждому земельному участку в установленные сроки с учетом местных условий.
Ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты налога на земельные участки, предоставленные предприятиям, возлагается на их руководителей.
Основная часть земельных налогов поступает на специальный местный бюджетный счет. Другая часть поступает на специальный бюджетный счет Российской Федерации. Платежи земельного налога направляются только на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга земель, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат земле пользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за их использование, на фиксированные выплаты землепользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, на инженерное и социальное обустройство территории.
От уплаты земельного налога освобождены природные заповедники, национальные парки, ботанические сады, научные организации, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства сельско и лесохозяйственного профиля, если их работа не связана с коммерческой деятельностью. Такой же порядок распространяется на учреждения культуры, образования, здравоохранения, спортивно-оздоровительные комплексы, финансируемые из бюджета.
Освобождаются от уплаты земельного налога государственные предприятия связи, правоохранительные органы, предприятия городского коммунального хозяйства, мусороперерабатывающие заводы, полигоны для захоронения неутилизированных производственных и бытовых отходов, впервые организующиеся фермерские хозяйства в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.
Льготы по взиманию земельного налога, установленные региональными и местными органами власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в распоряжении этих властей.



Содержание раздела