Платежи поступают в виде регулярных взносов.


Региональные и местные органы власти могут полностью или частично освобождать от платежа земельного налога, как определенные категории плательщиков, так и отдельных плательщиков, понижать им ставки земельного налога, предоставлять отсрочку его выплаты. Такого рода льготы устанавливаются для: юридических лиц и граждан в случаях стихийных и других бедствий;
благотворительных организаций;
лесохозяйственных предприятий, выполняющих работы по лесовосстановлению, лесоразведению, выращиванию, охране и защите лесов за счет госбюджета.
Земельный налог не взимается с юридических лиц и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения. При этом период освоения согласовывается с местными органами власти.
Нормативная цена земли используется при передаче земли в собственность, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка и в некоторых других случаях. Нормативная цена земли определяется в размере 50-кратной ставки земельного налога. В соответствии с правительственными документами нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Платежи в размере нормативной цены земли осуществляются одновременно с приобретением основных фондов и не подлежат включению в состав затрат на производство продукции.

Платежи за водопользование
Механизм определения платы за воду был разработан в начале 80-х гг. и применялся только по отношению к промышленным предприятиям. Он основывался на расчете тарифов (ставки) за забираемую промышленными предприятиями воду на основе затрат водохозяйственных организаций, при котором игнорируется дефицитность воды на конкретной территории и прочие факторы.
При таком методе расчета платежей за воду повторно используемая вода обходилась предприятию вдвое втрое дороже, чем свежая. И хотя создание замкнутых систем водоснабжения эффективно с народнохозяйственных позиций, для предприятий оно было невыгодно.
До 90-х гг. ввод новых мощностей водооборотных систем осуществлялся не за счет собственных средств предприятий, а за счет финансирования из централизованных источников. Это требовало централизованного контроля всех основных моментов процесса водопользования. И по сей день до предприятий доводятся лимиты потребления воды, а до недавнего времени и планы ввода в действие очистных сооружений, водооборотных систем и т.п.
В настоящее время рычаги централизованного управления водопользованием косвенным путем выполняют те функции, которые впоследствии все более будут выполняться с помощью рыночных экономических стимулов.
Существенные изменения претерпел экономический механизм водопользования с принятием нового Водного кодекса Российской Федерации в октябре 1995 г.
Платежи за пользование водными объектами осуществляют граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование, которая выдается органами Министерства природных ресурсов РФ. За выдачу лицензий на водопользование взимается сбор, размер которого определяется исходя из расхода на экспертизу заявок на пользование водными объектами, организационных и других расходов, связанных с выдачей лицензии, и утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению Министерства природных ресурсов РФ.
Платежи не взимаются с организаций, подведомственных Министерству природных ресурсов (таких, например, как управления эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем, организации, осуществляющие ведение государственного мониторинга водных объектов и т.п.).
Платежи поступают в виде регулярных взносов. Размеры платежей дифференцируются по субъектам РФ и устанавливаются их органами исполнительной власти.
Льготы по платежам устанавливаются федеральным законом. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться льготы по платежам, направляемым в их бюджеты.
Система платежей, связанных с пользованием водными объектами. включает;
плату за пользование водными объектами (водный налог);
плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.


Водный налог поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых осуществляется использование водных объектов, и распределяется в следующем соотношении: федеральный бюджет 40%, бюджет субъекта РФ 60%.


Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за:
1) использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;
2) изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;
3) сверхлимитное изъятие воды;
4) сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов;
5) сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ, в которых превышает установленные нормативы;
6) сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов.
За сверхлимитное изъятие воды, а также в двух последних случаях устанавливается повышенная плата.
В случаях с первого по четвертый включительно платежи поступают в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении: федеральный бюджет 40%, бюджет субъекта РФ 60%. При этом платежи в федеральный бюджет направляются на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов, а платежи, поступающие в бюджеты субъектов РФ, используются для финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, проводимых на их территории.
В пятом и шестом случаях платежи поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты в следующем соотношении: федеральный бюджет 10%, бюджет субъекта РФ 30%, местный бюджет 60%. Эти платежи используются не менее чем на 80% для финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, включая платежи в федеральный бюджет, которые направляются на формирование федерального целевого бюджетного экологического фонда (порядок расходования средств этого фонда определяется Правительством РФ).
Государственным организациям, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере, а также водопользователям, использующим водные объекты для сельского хозяйства, устанавливаются льготные предельные размеры платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов, в соответствии с законодательством РФ.

Платежи за недра
В настоящее время действует следующая система платежей за недра:
платежи за право пользования недрами;
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (на геологоразведочные работы);
акцизный сбор по отдельным видам добываемого сырья;
отчисления в фонд ценового регулирования Минфина России при поставках нефти и природного газа;
сбор за выдачу лицензий за право пользования недрами;
платежи за право пользования акваторией и участками морского дна.
Платежи за право пользования недрами осуществляются с целью:
создания у местных органов управления экономической заинтересованности в разработке минеральных ресурсов на соответствующей территории и выдаче разрешения на их разработку;
стимулирования рационального и комплексного использования различных видов полезных ископаемых;
приведения общей системы условий пользования недрами в России в соответствие с общемировыми тенденциями рыночных отношений;
создания устойчивого финансирования мероприятий по развитию минерально-сырьевой базы регионов и на охрану минеральных ресурсов.
Плата за право пользования недрами может взиматься в форме денежных платежей, а также части объема добытого минерального сырья или иной производимой недропользователем продукции, в форме выполнения работ или предоставления услуг либо путем зачета сумм предстоящих платежей в федеральный, региональный или местный бюджет в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту недропользования устанавливаются в лицензии, которая выдается совместно региональным органом власти и Министерством природных ресурсов РФ или его территориальными подразделениями.
Платежи за право пользования недрами взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Разовые взносы выплачиваются в размерах и сроки, указанные в лицензии, а регулярные платежи в течение всего периода эксплуатации месторождения.
Платежи за право пользования недрами в свою очередь включают три группы платежей:
платежи за право добычи полезных ископаемых;
платежи за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств;
платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Регулярные денежные платежи за право добычи полезных ископаемых устанавливаются в размере процентов от стоимости добытой продукции, рассчитанной на основе оптовых цен предприятий (обычно от 1 до 8%), в зависимости от вида добываемого сырья.
Платежи за право на использование отходов в горнодобывающих и перерабатывающих производствах устанавливаются в размере 2550% платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых.



Содержание раздела