На каждом рынке существует много продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. В результате на рынке возможны ситуации, когда количество товаров, которое потребители планируют купить, больше или меньше, чем количество товаров, которое производители товаров желают продать по существующей цене.
Если же суммарное количество товара, предложенное производителями, совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить, то на рынке существует равновесие.
3.3. Рыночное равновесие: Е точка равновесия; РЕ равновесная цена.
Равновесие достигается под влиянием конкурентной среды рынка, иначе говоря, на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товара.
Как показано на 3.3, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будут толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РE по которой будет продаваться (QE-товаров на рынке).
Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и покупке взаимно соответствуют, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительный товарный излишек у продавцов и не создавая; нехватки товаров для потенциальных покупателей.
3.4. Равновесная цена при изменяющемся спросе и неизменном предложении (а) и при изменяющемся предложении и неизменном спросе (б)
Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смешение всей кривой спроса вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем продаж товаров. И, наоборот, при снижении спроса, но при неизменном предложении кривая спроса смещается влево вниз, что ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема продаж ( 3.4).
Равновесие - закон для каждого конкурентного рынка; благодаря нему поддерживается равновесие экономической системы в целом.
Рыночный механизм обеспечивает согласование интересов товаропроизводителей (продавцов) и потребителей (покупателей): под влиянием изменений спроса производители изменяют объемы производства, а цены гибко реагируют на эти изменения. На рынке существует конкуренция, также влияющая на спрос и предложение. На рынке происходит процесс приспособления друг к другу потребителей и производителей, и каждый раз, когда равновесие на рынке по тем или иным причинам нарушается, для изменившихся условий складываются новая рыночная цена и новый объем производства.
Эластичность, Понятие эластичности играет важную роль в изучении возможных реакций продавцов и покупателей на изменение цен.
Эластичность спроса относительно цены (по цене) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%:
где Ed ценовая эластичность спроса; Q0, Q1 спрос до и после изменения цены; Р0, Р1 цена до и после изменения. Спрос называют эластичным, если Ed 1 (спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным, если Ed 1. Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Ed = 0.
Факторами, влияющими на ценовую эластичность спроса, являются:
С ростом протяженности периода эластичность предложения будет расти.
Спрос предприятия
Предприятие предъявляет спрос на различные факторы производства необходимые для производства экономических благ элементы. Спрос предприятия на ресурсы зависит от спроса потребителей на продукцию предприятия: чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на ресурсы. С этой точки зрения спрос предприятия носит производный характер.
Основные положения о закономерностях формирования спроса предприятия сформулированы в теории фирмы. Напомним ее основные постулаты.
Экономическая деятельность предприятия может быть описана производственной функцией:
Q = f(F1, F2,… Fn )
где Q объем производства, F1,,… Fn количества использованных факторов производства.
Производственная деятельность предприятия может сопровождаться увеличением использования одного фактора или одновременно нескольких факторов производства. С ростом использования одного фактора (при неизменности остальных) наступает момент, когда дополнительное применение фактора ведет к снижению сначала относительного, а затем и абсолютного объемов выпуска продукции. Увеличение использования одного фактора приводит к последовательному снижению его отдачи в этом заключается закон убывающей предельной производительности (закон убывающий отдачи).
При одновременном применении различных факторов может иметь место убывающая, постоянная и возрастающая отдача. При постоянной отдаче увеличение объема продукции осуществляется теми же темпами, что и увеличение затрат, при возрастающей объем выпуска увеличивается более быстрыми темпами, чем прирост затрат всех использованных для производства ресурсов.
Предельная производительность ресурса (прирост продукта, полученный в результате использования дополнительной единицы переменного фактора) является мерой его вклада в продукт. Расширение использования ресурса продолжается до тех пор, пока его предельная производительность является положительной величиной. Если от натуральных показателей (объема производства) перейти к денежным (ценам и доходу или выручке от продажи продукта), то получим, что ресурс будет использоваться в производстве до тех пор, пока предельная доходность ресурса (прирост дохода, полученный от вовлечения в производство дополнительной единицы) будет больше (или равен) его предельным издержкам.
Предприятие, разрабатывая рыночную стратегию и производственную программу, может перебирать разные варианты комбинации ресурсов и объема выпуска продукции.