Общее правило заключается в том, что предприятие всегда стремится к достижению наилучшего результата: если объем использования ресурсов известен, то максимизируется результат (объем производства, выручка от продажи); если известен результат, которого необходимо достичь, минимизируется объем ресурсов.
Предприятие рассматривает различные варианты комбинаций применяемых ресурсов до того момента, пока отдача всех факторов не сравняется (последняя денежная единица рубль, доллар и т.п., затраченная на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу). Для конкурентных рынков это правило может быть сформулировано и таким образом; каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен цене,
Предложение предприятия
Предложение предприятия формируется с учетом трех групп факторов: предъявляемым платежеспособным спросом потребителей его продукции; имеющимся и потенциальным (планируемым) уровнем издержек производства (затрат предприятия на производство блага); общей рыночной ситуацией и поведением конкурентов.
Современная экономическая наука имеет достаточно разработанную теорию поведения потребителя, описывающую закономерности формирования спроса потребителей. Напомним вкратце ее основные постулаты.
Потребитель покупает какое-либо благо потому, что ожидает получить от него удовлетворение своей потребности. Способность блага удовлетворить одну или несколько человеческих потребностей называется полезностью блага.
Полезность блага при условии постоянства вкусов потребителя изменяется с изменением количества потребляемого блага потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают для потребителя убывающей полезностью. Максимум удовлетворения потребностей достигается в том случае, когда предельная полезность блага (добавочная полезность или удовлетворение, извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретного блага) будет равна нулю.
В теории потребительского выбора потребитель не пресыщен ни одним из экономических благ, т.е. предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.
Теория, далее, исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех благ, что позволяет им при существующих предпочтениях сравнивать и классифицировать все наборы потребительских благ и услуг. Предпочтения потребителя транзитивны, иными словами, если потребитель предпочитает набор благ А набору благ Б, а набор Б набору В, то он также предпочтет набор А набору В. Данное положение объясняет рациональность поведения потребителя.
Покупатель предпочитает большее количество товара минимуму он согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат большее количество блага-субститута.
Денежный доход потребителя всегда ограничен, поэтому потребитель стремится максимизировать совокупную полезность всех потребляемых благ через их различные комбинации. Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая последняя денежная единица (рубль, доллар и т.п.), затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. При этом цены на потребительские блага не зависят от количества приобретаемых благ.
Учет закономерностей формирования потребительского выбора очень важен для предприятия, разрабатывающего ту или иную товарную стратегию. Кроме того, предприятие должно попытаться максимально точно определить функциональные зависимости спроса на производимый продукт от различных факторов. Этому может способствовать расчет соответствующих коэффициентов эластичности спроса (по цене, по доходу, а также перекрестной эластичности).
Для более подробного анализа важен учет и иных характеристик спроса на товар (этап жизненного цикла спроса, наличие различных социальных эффектов эффект присоединения к большинству, эффект сноба и т.п.).
Качественные и количественные оценки существующего и потенциального спроса на продукт позволяют предприятию принимать решения относительно возможного изменения объема продукции, установления того или иного уровня цен, максимального размера издержек и ожидаемой прибыли.
1. Рынок это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена, механизма взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношения спроса и предложения.
2. Предприятие в условиях рынка обладает самостоятельностью в организации производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, экономические связи закрепляются договорами. Важным условием коммерческой свободы является также свободное ценообразование.
Рынок
Рыночная структура
Конкуренция
Спрос
Закон спроса
Функция спроса.
Закон предложения
Функция предложения
Законы рыночного ценообразования
Рыночное равновесие
Эластичность
Полезность блага
Предельная полезность
Закон убывающей предельной полезности
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Чистая монополия
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Ценовая война
Ценовая дискриминация
Монополия
Двусторонняя монополия
Производственная функция
Факторы производства
Предельная производительность
Закон убывающей отдачи
Предельная доходность ресурса
1. Дайте определение понятия «рынок». Каковы условия его возникновения?
2. В чем состоят основные функции рынка?
3. Назовите и охарактеризуйте основные типы рынков.
4. Дайте определения понятий «рыночный спрос» и «рыночное предложение».
5. Какие факторы влияют на спрос и предложение?
6. Изобразите графически функции спроса и предложения.
7. Почему и как изменяется рыночное равновесие?
8. Что такое ценовая эластичность спроса?
9. Как ценовая эластичность спроса может быть использована для измерения реакции объема спроса на изменения в цене товара?
10. Чем обусловлены различия в величинах коэффициента ценовой эластичности спроса на различные товары?
11. Что означает эластичность спроса по доходу и как она рассчитывается?
12. Что такое перекрестная эластичность спроса и как она рассчитывается?
13. Что такое ценовая эластичность предложения и как она рассчитывается?
14. Какие факторы влияют на предложение предприятия в рыночной экономике?
Содержание раздела