Субъекты хозяйствования и управления |
Цели и задачи |
Объекты управления |
Методы и способы управления |
Федеральные органы управления |
1. Политическая и социальная стабильность 2. Обеспечение устойчивого развития |
Объекты федеральной собственности |
1. Административное и правовое регулирование 2. Государственные программы развития 3. Госзаказ |
Региональные органы управления |
1. Эффективное функционирование систем обеспечения жизнедеятельности населения 2. Обеспечение доходов бюджета 3. Социальная защита населения 4. Экологическая безопасность |
Объекты региональной собственности |
1. Законодательные решения и инициативы 2. Региональные программы развития 3. Госзаказ |
Местные органы управления |
Комплексное развитие территорий городов и районов |
Объекты муниципальной собственности |
Административные и экономические меры (косвенное регулирование хозяйственной деятельности) |
Отраслевые министерства и ведомства |
Эффективная деятельность подведомственных предприятий |
Подведомственные предприятия |
1. Программы развития отрасли 2. Отраслевые нормативы |
Хозяйствующие субъекты |
Максимизация чистой прибыли |
Трудовые ресурсы, основные и оборотные средства, финансовые ресурсы |
1. Бизнес-планирование 2. Оперативное управление 3. Маркетинг 4. Текущий мониторинг рынка |
Население |
1. Максимизация доходов 2. Удовлетворение материальных и духовных потребностей |
Имущество в личной собственности ( в том числе знания и навыки) |
1. Трудовая деятельность 2. Участие в голосованиях 3. Представительство в общественных организациях |
Таким образом, на региональном уровне практически во всех элементах системы управления государственной собственностью присутствуют нормативные правовые аспекты. Поэтому, на наш взгляд, необходимо проанализировать нормативное правовое обеспечение процесса управления государственной собственностью в Тульской области.
§ 4.2. Нормативное правовое регулирование отношений и порядка управления государственной собственностью в Тульской области
Законодательная база в Тульской области
Материальной основой экономических преобразований в регионе служит региональная собственность. На территории и в введении региона можно выделить три формы собственности, которые являются главными инструментами регулирования его социально-экономического положения: федеральная, субфедеральная (областная) и муниципальная. Первые две являются предметом совместного ведения федеральных и областных властей, а муниципальная – объект совместного ведения органов трех уровней: федерального, областного и муниципального.
До 1992 года в России, как известно, была только единая государственная собственность. Начало процессу ее разделения на три вышеуказанных уровня было положено с принятием в конце 1991 года Закона РФ "О собственности в РСФСР", который в общей форме определил, какое имущество может находиться в собственности Федерации и ее субъектов, а какое – в собственности субъектов федерации или в муниципальной собственности. Основным критерием, по которому проводилось разделение государственной собственности на федеральную и собственность субъектов РФ, являлось признание необходимости объектов собственности для обеспечения самостоятельности национально-государственных и административно-территориальных объединений РФ.
Можно сказать, что этот закон положил начало процессам трансформации собственности в России, в частности, в нем впервые была выделена муниципальная собственность как особый институт, не относящийся к государственной собственности. Последовавшие за ним Постановление Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и распоряжение Президента России от 18.03.1992 г. №114-РП "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной и порядке оформления прав собственности" определили перечень объектов и соответственно доходы субъектов собственности, которые впоследствии были получены ими в результате первого этапа приватизации и дальнейшей хозяйственной деятельности по управлению имуществом.
Органами, осуществляющими управление областной собственностью, являются:
Основным документом, определяющим деятельность вышеперечисленных органов по управлению объектами областной государственной собственности является "Программа формирования и развития областной собственности", которая разрабатывается в сроки и в порядке, аналогичными общероссийской программе, то есть, ежегодно выносится Администрацией области на рассмотрение и утверждение Областной Думе вместе с областным бюджетом. Программа содержит:
Таким образом, программа определяет стратегию деятельности по управлению собственностью, оперативное же управление и конкретные решения по отдельным вопросам осуществляются уполномоченными органами под контролем Областной Думы и Администрации.