№ 34.
В настоящее время в России обсуждается вопрос о возможности введения в обычное обращение монет из драгоценных металлов (золото, серебро, платина) в целях стабилизации денежной системы.
Современные деньги выпускаются в обращение непосредственно государством, но чаще от его имени — уполномоченным им банком. В любом случае денежные знаки являются таким же символом государства, как герб или флаг.
Официальные денежные знаки предусмотрены законодательными актами государства. Иногда на территории государства обращаются — с его ведома и разрешения или самовольно — другие денежные знаки. Например, после распада Советского Союза на территории большинства государств, возникших на базе союзных республик, обращались денежные знаки уже не существовавшего Союза ССР.
Наконец, встречаются денежные суррогаты, т.е. такие денежные знаки, которые не предусмотрены законодательством и которые вводятся отдельными предприятиями или иными организациями, а также гражданами вопреки закону.
Одна из причин их появления — неватка официальных денежных знаков. Суррогаты достаточно часто вводятся предприятиями ввиду их неплатежеспособности, с одной стороны, и необходимостью рассчитываться с работниками предприятий по заработной плате, с другой стороны.
Появление денежных суррогатов может быть связано и с иными факторами. Например, в провозгласившей себя независимой Приднестровской Молдавской Республике имеющие хождение собственные денежные знаки представляют собой денежные суррогаты, так как юридически территория ПМР входит в состав Республики Молдова.
Несмотря на то что номинальное значение денежного суррогата обычно выражается в официальной денежной единице (валюте) соответствующего государства, государство не признает суррогаты в качестве платежного средства. Это выражается, в частности, в безусловном отказе принимать платежи в пользу государства в суррогатных формах, в запрещении различным организациям и физическим лицам осуществлять расчеты с помощью суррогатов, а в крайних случаях — в изъятии и уничтожении суррогатов.
6.2.2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
Денежная система любого государства является объектом правового регулирования.
Конституция Российской Федерации относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. ж ст. 71 Конституции Российской Федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.
Нормы финансового права детально фиксируют организацию денежной системы Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права — о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование.
Нормы гражданского права регулируют вопросы права собственности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.
Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.
Наконец, нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (ранее это, в основном, фальшивомонетничество — изготовление или сбыт поддельных денег — ст. 186 УК РФ). В УК РФ, вступившем в действие с 1 января 1997 г., впервые введена ответственность за Злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии) — ст.
185.
Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.
Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Федеральном законе О банках и банковской деятельности, в Гражданском кодексе Российской Федерации и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.
В связи с этим был осуществлен обмен денежных купюр образца 1961—1991 гг. для физических лиц. Однако купюры образца 1961—1992 гг. достоинством 1, 3, 5 и 10 руб. сохранялись в платежном обороте до 1 сентября 1993 г.****
* ВВС. 1990. №27. Ст.
356.
** См., например: Коммерческий словарь. М., 1991. С. 51.
*** ВВС. 1992 .№ 43 Ст. 2406.
Этот Закон утратил силу в связи с введением в действие новой редакции Закона о Центральном банке РФ от 26 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №18. Ст.
1593.
**** См.: Официальное сообщение Центрального банка России Уточнены правила обмена денег //Российская газета. 1993. 4 авг.
В 1998 г. произведена деноминация российского рубля (из расчета 1 руб. новых денег за 1000 руб. старых) и введены в обращение новые денежные знаки образца 1997 г.*.
При этом было решено ввести в обращение с 1 января 1998 г. банкноты Банка России образца 1997 г. достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 руб., а также металлическую монету Банка России образца 1997 г. достоинством 1, 5, 10, 50коп., 1, 2 и 5 руб. Одновременно было установлено, что банкноты Банка России образца 1993 г. (включая их модификации 1994 г.) и образца 1995 г., а также металлическая, монета СССР и Банка России 1961—1996 гг. выпуска остаются в обращении на территории Российской Федерации в течение всего 1998 г. и обязательны к приему всеми предприятиями, организациями и учреждениями независимо от формы собственности и сферы деятельности и отдельными лицами во все виды платежей, а также банками для зачисления во вклады, депозиты, на текущие, расчетные и другие счета без всяких ограничений из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости. Начиная с 1 июля 1998 г., в соответствии с указанием ЦБ РФ, все кредитные организации при осуществлении расходных кассовых операций выдавали клиентам только банкноты и монету Банка России образца 1997 г. Банкноты и монета старого образца подлежали сдаче учреждениям Банка России в установленном порядке.
Выдача банкнот и монеты старого образца из касс кредитных организаций после 1 июля 1998 г. запрещалась.
* См.: Указ Президента РФ Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен // СЗ РФ. 1997. № 32. Ст.
3752; решение ЦБ РФ от 4 августа 1997 г. // Вестник Банка России. 1997. № 53; постановление Правительства РФ от 18 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 38.
Ст. 4389.
Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.
Имеется два вида денежного обращения.
Во-первых, это обращение наличных денег, т.е. денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).