В то же время любой крупный инвестор должен иметь четкое представление о стратегии бизнеса:
его масштабах и формах,
важнейших показателях маркетинговой, экономической и финансовой деятельности;
объеме финансовых ресурсов, связанных с реализацией стратегии, и сроках возврата инвестиций;
рисках, связанных с реализацией стратегии развития торговой сферы муниципальных структур и других характеристиках торговой деятельности.
Разработка и изложение бизнес-плана подчинены определенной логической структуре, которая носит унифицированный характер в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.
Можно предложить структуру бизнес-плана для торговой сферы муниципальных структур, которая содержит следующие основные разделы:
Краткая характеристика проекта стратегического развития торговой сферы муниципальных структур.
Организационные формы функционирования торговых предприятий и их структурных единиц.
Анализ и прогноз конъюнктуры потребительского рынка.
Планируемые объемы и состав товарооборота.
Планируемая номенклатура дополнительных торговых услуг покупателям.
Обеспеченность товарооборота и торговых услуг материальными и трудовыми ресурсами.
Финансовый план и стратегия финансирования.
Оценка рисков и формы их страхования.
Схема управления реализацией проекта.
Разработка бизнес-план дает возможность как работникам органов управления торговой сферой муниципальных структур, так и предполагаемым инвесторам, всесторонне оценить результативность избранной стратегии управления торговой сферой муниципальных структур и ее экономическую эффективность.
Таким образом, объектом управления местных органов управления должна стать, в данном случае, именно сфера торговли муниципальных структур, в числе прочих направлений их деятельности. Необходимость столь пристального внимания к ней со стороны муниципальных властей обусловлена ее исключительной ролью в обеспечении удовлетворения потребностей местного населения путем доведения всей массы товаров народного потребления от производителей до потребителей.
При формировании же системы муниципального управления торговой сферой, по моему мнению, должны быть учтены:
во-первых, специфика отрасли как посредника в товародвижении,
во-вторых, принципы местного самоуправления и, естественно, особенности текущего периода развития российской экономики.
Глава 2 - Состояние и организация торговых структур в современных экономических условиях:
2.1 СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ С ТРУКТУР
Занимая ведущее место в системе рыночных отношений, местный потребительский рынок предоставляет населению предложение в виде объемов товаров и услуг, основу которых составляют услуги производственного и бытового характера, продукты питания, товары повседневного спроса, промышленные товары среднего срока службы, а также технически сложные изделия длительного пользования.
Эти услуги и товарные группы предопределяют конъюнктуру рынка, равновесие спроса и предложения.
На местном рынке товаров формируются сложные цепочки связей и зависимостей, надежностью которых во многом определяется жизнеспособность и действенность в целом системы. К важнейшим из них можно отнести: денежные доходы населения (платежеспособный спрос, предложение по объему, структуре и качеству товаров и услуг) и товарооборот (товарное обеспечение, производство услуг, кассовые поступления наличных денег - наличные деньги в банках - денежные доходы населения).
Все элементы в каждой цепочке взаимосвязаны и малейшее нарушение их количественных или качественных параметров ведет к определенным диспропорциям.
Поэтому представление о местном рынке как о простой сумме торговых предприятий далеки от правильного понимания сложных процессов его формирования.
В основном здесь покупаются непродовольственные товары (более 70 % его оборота).
С рук население приобретает 77 % всего объема покупок одежды, 64 - трикотажных изделий, 54 - кожаной обуви, 35 - мяса и птицы, 31 - масла животного, 20 - масла растительного, 43 - картофеля, 41 - овощей и 49 % фруктов.
В современных условиях торговля на неорганизованном рынке стала не только дополнительным источником поступления товаров, но и индикатором спроса населения. Рынок более гибко реагирует на изменение спроса и, соответственно, цен.
По большинству товаров цены на рынке ниже, чем на торговых предприятиях, поскольку рыночные торговцы в основном приобретают товар по цене производителей и не делают множества наценок торгующих организаций. При росте количественных изменений в неформальном секторе торговли происходят и качественные его преобразования.
Так, если ранее неформальный рынок существовал за счет перепродажи дефицитных товаров по завышенным ценам, то сейчас эта широкая сеть частных лиц представляет разнообразную гамму товарного ассортимента отечественных и зарубежных производителей.
Значительно повысились требования к качеству товаров. Если сначала вещевые рынки были полностью затоварены низкосортной продукцией Китая, Гонконга, Турции, то сегодня населению предлагается более дорогой и качественный товар.
География поставок товаров расширилась, появились товары США, Франции, Италии, Германии.
Таким образом, торговля на вещевых рынках стала не только дополнительным источником товарных ресурсов, но и чутким индикатором спроса населения.
Однако «уличная» торговля имеет свои «плюсы» и «минусы». Прежде всего, она позволила отечественным производителям продать свой товар, минуя посредников. В определенной мере эта форма торговли является средством социальной самозащиты населения, позволяющей большей его части самому себя материально защищать.
Справившись с некоторыми проблемами, «уличная» торговля сама породила целый ряд новых, в котором одной из наиболее острых является правовая защищенность потребителей от негативных моментов сферы торговли (обман покупателя, торговля некачественными товарами и т.п.).
Другой проблемой явилось обеспечение товарами многочисленной торговой сети. Одним из «рецептов» решения данной проблемы оказалось создание специализированных мелкооптовых торговых рынков.
Смысл организации подобных структур заключается в сокращении большого количества посредников, обеспечении технических условий для транспортировки, хранения и продажи товаров.
По многим товарным группам импортные изделия представлены большим ассортиментом по сравнению с отечественным. Это, в первую очередь, бытовая и радиоэлектронная аппаратура, многие виды электробытовых приборов, одежды и обуви, табачных и парфюмерно-косметических изделий.