В части развития рыночной инфраструктуры и создания системы цивилизованных посредников целесообразно проведение следующих мер:
участие в создании в районах области заготовительно-сбытовых кооперативов по реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки;
участие в создании межрегионального оптового продовольственного рынка;
организация муниципальной продовольственной корпорации с собственной материально-технической базой (складские помещения и торговые площади) для осуществления непосредственных закупок не только у крупных, но и у мелких товаропроизводителей, а также для организации мелкооптовой торговли;
создание Торгово-сервисного дома на принципах акционерного общества с равным долевым участием жителей муниципальных структур;
воссоздание на новых принципах заготовительной системы потребительской кооперации: а) при недостатке оборотных средств организация закупок сельхозпродукции у населения с расчетами по схеме натурального обмена в форме встречных поставок промышленных товаров; б) интеграция заготовительных организаций потребкооперации с межрегиональным оптовым продовольственным рынком; в) создание организациями потребительской кооперации совместно с сельскими хозяйствами кооперативов по переработке и сбыту сельхозпродукции, закупаемой у населения;
организация на территории муниципальных структур интегрированных структур оптовых посредников и создание торгово-финансовых групп;
содействие развитию местной Торгово-промышленной палаты.
В качестве активных мероприятий по продвижению местных товаров на внутреннем и внешнем рынках в муниципальной экономической программе могут быть запланированы:
проведение местных, областных, межрегиональных, международных выставок-ярмарок продукции и товаров;
проведение розничных торговых ярмарок под девизом «город - селу» и «село - городу»;
организация выставочно-торгового центра;
создание постоянно действующей выставки товаров местных товаропроизводителей;
издание и рассылка каталога продукции, выпускаемой местными предприятиями;
заключение соглашений с администрациями республик, краев и областей России об экономическом сотрудничестве и организация на их основе товарообмена;
изучение и внедрение новых технологий продвижения товаров в условиях неплатежей юридических лиц и низкой платежеспособности населения (внедрение пластиковых кредитных карточек, систем натуральных выплат заработной платы, пенсий, совмещенных со взаимозачетами с внебюджетными фондами и бюджетом, комиссионная торговля для товаропроизводителей и т.д.).
С целью организации внешнеэкономических связей целесообразно проведение ряда мероприятий:
развитие внешнеэкономических связей в увязке с состоянием внутреннего рынка и проблемой поддержки местных товаропроизводителей;
сдерживание попыток иностранных фирм и их представительств по захвату внутреннего рынка готовых изделий муниципальных структур, особенно продуктов питания и товаров массового спроса;
поддержка, в первую очередь, контактов с фирмами, имеющими интерес по закупке в муниципальном образовании готовых изделий, полуфабрикатов, сырья и материалов;
отдавать приоритет привлечению иностранных инвестиций и созданию совместных предприятий в сфере производства.
Таким образом, программный метод начинает использоваться в практике осуществления социально-экономической политики муниципалитетов.
И чем более проработанными, конкретными станут местные программы, тем большего насыщения потребительского рынка удастся добиться, что позволит повысить уровень качества жизни населения муниципальной структуры.
3.2 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР
Проводимая в России экономическая реформа создает благоприятные условия для развития маркетинга и рыночных отношений в целом. Наряду с государственным сектором возникают предприятия различных форм собственности, формируется конкурентная среда, создаются условия для стабилизации и подъема деятельности целого ряда хозяйствующих субъектов.
Существенные различия природных, демографических, экономических и других территориальных условий обрекают на неудачу дальнейшее унифицированное реформирование экономики, которое в начале преобразований исходило главным образом из центра и было ориентировано на некоторые средние условия. Эффективным механизмом корректировки общей стратегии применительно к специфике ряда регионов и муниципальных структур является широкое использование маркетинговых подходов.5 Последовательное их применение позволяет учесть специфику муниципальных структур в проведении структурной, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и социальной политики; децентрализовать процесс управления реформами с переносом ряда направлений на местный уровень.
Расширение, углубление и развертывание маркетинга в сферу реформирования экономики на современном этапе позволяет ввести новую его категорию - «муниципальный маркетинг».
Муниципальный маркетинг представляет собой новый, достаточно сложный, многофункциональный и динамичный вид деятельности в сфере муниципальной экономики. Решение на этом уровне всего комплекса сложных проблем реформирования и развития экономики невозможно без его использования.
На мой взгляд, маркетинговая дисциплина не должна ограничиваться проблемами одного предприятия в его окружении, а охватывать обменные процессы и их последствия в рамках всего хозяйства.
Муниципальный маркетинг - это элемент системы рыночных отношений, спроецированный не на микроуровень (уровень предприятий и фирм), а на мезоуровень (муниципальные образования). Поэтому муниципальный маркетинг не предполагает изучение рынка, спроса, цен на продукцию какого-либо отдельного предприятия, а речь идет уже об изучении рынка, спроса, цен на совокупную продукцию муниципальной структуры, реализацию всего его потенциала как с точки зрения внутренних, так и внешних (за пределами его территории) потребностей.
Поэтому муниципальный маркетинг в категориальном аспекте, с позиций его специфики и главных функций призван обеспечить согласование локальных экономических интересов и целей отдельных предприятий и фирм с территориальными целями и интересами. Кроме того, занимая промежуточную позицию между общенациональным маркетингом (маркетингом на макроуровне) и маркетингом на микроуровне, муниципальный маркетинг должен обеспечить также сочетание интересов и целей макро- и микроуровней. Таким образом, муниципальный маркетинг должен обеспечить согласование интересов и целей трех уровней отношений субъектов хозяйствования:
интересов отдельных предприятий и фирм (микроуровень) и муниципальных интересов (мезоуровень);
интересов муниципальных (мезоуровень) и общенациональных (макроуровень);
интересов общенациональных (макроуровень) и интересов отдельных фирм и предприятий (микроуровень).
Целью муниципального маркетинга не является напрямую извлечение максимальной прибыли. Основным его назначением должно стать обеспечение высокого уровня качества жизни населения соответствующего муниципальной структуры.6
Муниципальный маркетинг должен базироваться на использовании трех основных принципов:
на тщательном учете потребностей населения муниципальных структур, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий (фирм);
на создании условий для максимального приспособления (адаптации) структуры экономики муниципальных структур к внутренним и внешним факторам;
на активном лоббировании местных интересов и проведении «паблик рилейшнз» муниципальных структур.
Особенностью муниципального маркетинга при формировании товарного рынка в переходный период является его важнейшая роль в обеспечении рациональной структуры и динамики соотношения между государственной и рыночной системами распределения товаров и установление хозяйственных связей.