>Актуальность темы дипломной работы обусловливается необходимостью формирования и экономического регулирования одного из основных компонентов социально ориентированной рыночной экономики - сферы торговли. Либерализация торговой деятельности позволила сформировать конкурентную среду на рынке товаров народного потребления, возродить предпринимательскую активность в формировании экономических связей торговли с производством.
Однако переход к социально ориентированной рыночной экономике предусматривает необходимость защиты интересов потребителей, создание цивилизованных взаимоотношений между торговыми партнерами, повышение уровня качества жизни населения.
Особую значимость вопросы муниципального управления торговлей приобретают в условиях децентрализации и демократизации государственного управления экономикой, когда центр тяжести в принятии ряда решений перемещается на муниципальный уровень. Все вопросы, касающиеся функционирования и, особенно, развития городского сообщества, решаются теперь органами местного самоуправления самостоятельно, в особенности вопросы товароснабжения и удовлетворения потребностей населения муниципальной структуры. Однако существующая на уровне муниципальных структур система управления торговлей, как показывает практика, недостаточна для эффективного регулирования коммерческой деятельности.
Оптовое звено слабо развито, и не способно должным образом наладить взаимоотношения, как с розницей, так и с производством. В результате из ассортимента реализуемых товаров «вымываются» недорогие предметы первой необходимости, особенно нужные социально незащищенным слоям населения; растет количество правонарушений в торговле.
Данные факты вызывают необходимость анализа существующей системы муниципального управления торговлей.
В ходе выработки новой концепции торговой деятельности в Российской Федерации, в условиях децентрализации государственного управления в целом остро ставится вопрос обеспечения целенаправленного воздействия на подсистемы муниципального уровней, содействующие формированию прогрессивной структуры торговой сферы и образующие единую систему государственной поддержки. Вместе с тем уже накоплен определенный опыт разрешения существующих противоречий и проблем, проявляются контуры новой системы, обеспечивающей развитие общества на основе баланса интересов всех участников процесса.
Учитывая возросшую активность муниципальных структур в самостоятельном регулировании торгово-хозяйственной деятельности на местах, изучение процесса становления и развития механизма муниципального управления торговой сферой определяет особую актуальность дипломного проекта.
Следует отметить и, что имеющиеся разработки в большинстве своем посвящены изучению различных аспектов организации торговой деятельности и маркетинга в масштабах отдельного предприятия либо внешней торговли на межгосударственном уровне. Одновременно с этим в отечественной и зарубежной литературе недостаточно полно освещались вопросы разделения полномочий различных уровней государственного управления отраслью, сущность управления сферой торговли на мезоуровне - в муниципальных структурах.
Вопросы организации торговой сферы муниципальных структур, формы и методы ее регулирования в интересах местного сообщества освещены также недостаточно.
Отсутствуют и разработки, посвященные вопросам компетенции разных уровней государственной власти в процессе формирования и управления потребительской политикой.
Объектом настоящей работы является формирование экономического механизма управления торговой сферой муниципальной структуры.
Предметом дипломной работы выступают управленческие и связанные с ними социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования эффективного механизма управления торговой сферой муниципальных структур. Основная цель работы состояла в изучении механизмов управления торговой сферой муниципальных структур.
Достижение главной цели необходимо решение следующих конкретных задач:
рассмотреть социально-экономическую сущность, механизмы, принципы и методы управления торговой сферой муниципальных структур;
Нормативную базу диплома составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Федеральных органов власти и субъектов РФ, Указы Президента, постановления Правительства.
Глава 1 - Особенности организации и управления торговой сферой муниципальных структур:
1.1 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР
Сфера торговли - это катализатор происходящих изменений в производстве и потреблении в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка.
Под понятием «торговая сфера муниципальных структур» понимается система взаимосвязанных элементов, включающих:
торговые предприятия, расположенные на территории муниципальных структур,
потребителей (жителей муниципальных структур) и
обслуживающую их инфраструктуру (состоящую из специализированного транспорта, складов, хладокомбинатов, фасовочных и догото-вочных предприятий, тарного хозяйства, информационных, рекламных, сервисных центров и т.п.), направленную на удовлетворение потребностей населения муниципальных структур в товарах и услугах.
Сфера торговли муниципальной структуры ограничена географически масштабами территории и имеет целью удовлетворение потребностей местного населения в товарах народного потребления. В результате достижения данной цели повышается уровень качества жизни населения муниципальной структуры, а предприятия торговой сферы получают прибыль, позволяющую им развиваться.
Для того чтобы сфера торговли в оптимальном режиме удовлетворяла потребности своей клиентуры и увеличивала собственную прибыль, она, как мне думается, должна выполнять следующие важные функции и задачи:
Удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.
Хранение на складе: благодаря хранению товаров на своих складах сфера торговли постоянно может покрывать потребности покупателей. Покупателям должна быть гарантировано получение товара в любое время.
Функция количественного выравнивания: торговые предприятия закупают в больших количествах товары у производителей и продают их меньшими количествами потребителям.
Преодоление расстояний: торговля обеспечивает поступление товаров от производителей в руки потребителей.
Регулирование производства: осуществляя выбор товаров, торговля передает производителям пожелания потребителей. Этот поток информации является решающим для производства товаров производителями в будущем.
Консультирование и информация: торговая сфера осуществляет консультирование и информирование покупателей о возможностях применения и технического обслуживания товаров.
Таким образом, торговля имеет своей целью, с одной стороны, перевозить продукты от производителей на рынок, а с другой стороны, - доставлять их с рынка потребителям. Задача эта может выполняться единым торговым связующим звеном или разделена на частные задачи, и потому выполняться различными посредствующими торговыми звеньями.
Предметом управления экономикой в целом и торговлей как ее составной частью должны являться закономерности управления, под влиянием которых формируются и развиваются управленческие отношения.
Следует отметить, что наука управления торговлей относится к классу общественных наук. Будучи отраслевой наукой и имея прикладной характер, она вместе с тем характеризуется комплексным и широким социально-экономическим подходом к изучаемому предмету.
Возникновение и развитие теории управления торговлей обусловлены рядом причин:
Во-первых, качественные сдвиги в экономике ставят перед торговлей новые сложные задачи по наиболее полному удовлетворению постоянно возрастающих потребностей населения в товарах и услугах.
Во-вторых, рост масштабов деятельности торговли, развитие и усложнение ее связей с другими отраслями народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, интенсификация отрасли, переход к цивилизованной, социально ориентированной рыночной экономике выдвигают крупные теоретические проблемы, решение которых невозможно без управления, основанного на научных знаниях.