Воздействие дополнительных инвестиций в непроизводственную сферу на уровне воспроизводства можно определить только на макроуровне. Даже если использованные средства не дают общую экономическую выгоду, они способствуют ускорению демографического перехода во многих развивающихся странах. В частности, более высокий уровень образования выступает одним из самых сильных факторов снижения уровня воспроизводства населения, хотя в бедных странах женщины с низким уровнем грамотности имеют больше детей, чем безграмотные.
Явно слабые практические результаты линейного подхода к влиянию роста населения на экономическое развитие показывают, насколько комплексным является этот вопрос.
Мировая демографическая ситуация свидетельствует, что причиной резкого увеличения роста населения является снижение смертности в менее развитых странах, хотя уровень рождаемости снизился. Резкое снижение смертности — преходящее явление, соответственно в долгосрочной перспективе рост населения также снизится, что приведет к изменениям в структуре населения и в уровне демографической нагрузки. Увеличится доля трудовых возрастов, а число дотрудовых возрастов сократится, затем увеличится доля пожилых.
Значительное уменьшение демографической нагрузки увеличит ВВП на душу населения, возрастет норма сбережений, так как произойдет повышение доли взрослой рабочей силы.
Почему же в политических кругах высказывается беспокойство в отношении высоких темпов роста населения?
Экономический и демографический рост. Обычно для выяснения влияния роста населения на экономическое развитие сравнивают темпы роста населения и ВВП на душу населения. Данные последних десятилетий показывают, что, за рядом исключений, повышение уровня экономического развития часто соотносится с низким коэффициентом воспроизводства населения и более высокой продолжительностью жизни.
Как показывают данные табл. 13.4, за 80—90-е годы темпы прироста ВВП на душу населения в мире увеличивались при сокращении прироста населения в 90-е годы. Подобная тенденция отмечалась в развивающихся странах в целом и особенно ярко в наименее развитых странах.
В то же время в промышленно развитых странах некоторое снижение темпов прироста населения с 0,6 до 0,5 не сопровождалось повышением подушевого ВВП. Похожая ситуация отмечалась в группе стран с низким уровнем дохода. В других странах прирост населения мог идти параллельно с увеличением доходов на душу населения. Для ряда стран с недостаточным уровнем развития проблема роста населения является острой в плане поддержания минимальных потребностей.
В 80-е годы темпы прироста ВВП на душу населения в беднейших развивающихся странах имели отрицательную динамику. Поэтому в краткосрочном плане для целого ряда стран прирост населения совпадал с ухудшением социально-экономического положения.
Социально-экономическое положение в краткосрочном плане может отягощаться другими причинами, в частности процессом урбанизации. В промышленно развитых странах городское население за 1950—1990 гг. удвоилось, достигнув 77%, а в развивающихся странах оно увеличилось в четыре раза, превысив 2,0 млрд человек, или 40% населения. Большинство городов в развивающемся мире стали центрами наиболее деградирующей нищеты с огромной массой людей, существующих на грани выживания.
По оценкам, 1,2 млрд человек, или почти 23% населения земли и 60% горожан живут в лачугах, часто сделанных из фанеры, пластика и других доступных материалов. Число домашних хозяйств, лишенных здоровой, чистой воды, увеличилось со 138 млн в 1970 г. до 215 млн в 1988 г., а без соответствующих санитарных условий — с 98 млн до 840 млн в 90-е годы.
Таблица 13.4
Темпы роста населения и ВВП (по ППС)
Подсистемы |
Haceление |
ВВП на душy населения |
|||
1981—1990 |
1991—1999 |
1981—1990 |
1991—1999 |
||
Мир |
1,7 |
1,4 |
1,3 |
1,5 |
|
Развитые страны |
0,6 |
0,5 |
2,3 |
1,8 |
|
Развивающиеся страны |
2,1 |
1,7 |
1,3 |
3,4 |
|
КНР |
1,5 |
1,0 |
7,6 |
9,3 |
|
Наименее развитые страны |
2,6 |
2.5 |
-0,7 |
0,2 |
И с т о ч н и к: World economic and social survey 2000. UN.
Вместе с тем вряд ли правильно делать вывод из арифметического, избитого положения о том, что если бы население не росло столь быстро, то уровень экономического развития повысился бы сильнее. При этом игнорируется тот факт, что прирост населения вносит свой вклад в производство ВВП. Он стимулирует капиталовложения и технические усовершенствования, открытие и разработку минеральных ресурсов, выпуск продукции. Когда мир рассматривается как целое, то не обнаруживается существенной связи между ростом населения и ВМП.
Когда развивающиеся страны рассматриваются отдельно, то отрицательное сравнение значительно, особенно для периода 70—80-х годов.
На корреляцию экономического роста и роста населения оказывают влияние многие причины, в том числе общая экономическая обстановка. Не исключено, что долговой кризис оказал более серьезное влияние, чем рост населения, на развитие глобальной экономической системы, сдержав ее экономический рост, ограничив ее возможности ответить на вызов роста населения в развивающихся странах. Как отмечалось, в 80-е годы в развивающихся странах была низкой динамика ВВП на душу населения, но в 22 странах в 1965—1985 гг. она развивалась при уменьшении уровня рождаемости.
Население мира растет быстро, но мировой продукт увеличивается быстрее и показывает способность мирового общества развивать производительные силы. Рост населения не является проблемой, если экономические и социальные изменения происходят достаточно быстро, если обеспечивается необходимый технический прогресс. Но быстрый рост населения в последние десятилетия делает структурные изменения более трудными, что большей частью вызывается бедностью.
Это требует целенаправленной политики правительств и мирового сообщества по повышению уровня экономического и социального развития, ликвидации дестабилизирующих разрывов между промышленно развитыми и развивающимися странами.
13.3. Демографическая политика
Трудности в социально-экономическом развитии стран мировой периферии способствовали росту приоритетности демографической политики, т.е. целенаправленной деятельности в сфере регулирования демографических процессов. Этому содействовала также позиция развитых стран Запада, которые считают, что контроль над ростом населения является необходимым условием социально-экономического развития. В совместном коммюнике глав государств и правительств ведущих западных стран в Хьюстоне в 1990 г. отмечалось, что устойчивое развитие в ряде стран требует, чтобы рост населения находился в разумном балансе с экономическими ресурсами, а сохранение этого баланса является приоритетом стран, поддерживающих экономическое развитие.
Демографическая политика, будучи частью социально-экономической политики, не всегда проявляется четко. С наибольшей определенностью она проводится, когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие.
Демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения: на реализацию потребности в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой таких мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения.
Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредствованно, через поведение человека.
Отношение к демографической политике неодинаково в различных подсистемах и странах в зависимости от уровня их экономического развития и этапа демографического перехода.
Демографическая политика развивающихся стран. Наиболее четко демографическая политика проявляется в развивающихся странах. Проблема эффективного управления демографическими процессами, и прежде всего ростом населения, ставится там в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.
Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-е годы. В 47 странах, где сосредоточено 83,5% населения этой подсистемы мирового хозяйства, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в вначале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Правительства исходят из того, что демографическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения.
При этом следует отметить, что правительства наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2,5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рождаемости и снижения смертности.
Политика по ограничению прироста населения чаще всего существляется в рамках планирования семьи.