Другие подсистемы мирового хозяйства отстают в уровне образовательной подготовки рабочей силы. В развивающихся странах большая часть населения не имеет законченого начального образования, число обучавшихся в средней школе не превышает 20%, в вузах — 5%. Показатели образовательного уровня трудоспособного населения свидетельствуют о накопленных результатах образования в прошлом. О будущих изменениях в составе рабочей силы говорят показатели текущей деятельности системы образования. Их применение за достаточно длительный промежуток времени может характеризовать и общий образовательный уровень рабочей силы.
Эти данные показывают, что в последней трети XX в. произошли серьезные изменения в образовательной подготовке населения мира.
Грамотность. Получение общего и специального образования невозможно без грамотности. Обучение грамоте является одновременно и задачей развития, и средством достижения взаимосвязанных целей — обеспечения здоровья, повышения производительности труда и ускорения темпов роста ВВП, а также более широкой цели социальной интеграции, включая участие в культурной и политической жизни. Так, образованные фермеры больше применяют новую технику, а лучше подготовленные получают более высокие прибыли.
Одно из исследований по Африке показывает, что фермеры, имеющие полное четырехлетнее образование, производят в среднем на 8% больше продукции, чем фермеры без образования.
Начальное образование идентифицируется с обучающимися в возрасте 6—11 лет. В области начального образования во всем мире произошли важные изменения. Доля детей, охваченных начальным образованием более 1 года, поднялась с 90% в 1970 г. до 96% в 1997 г. Наибольший сдвиг произошел в развивающихся странах. Однако до сих пор неблагоприятное положение отмечается в наименее развитых странах. Там начальную школу посещало до 80% (1975 г. — 56%).
В странах Тропической Африки, ряде стран Азии, в частности Бангладеш, Непал, Ньянмана, более трети детей не реализуют право даже на элементарное образование. Произошло снижение охвата начальным образованием в странах бывшего Советского Союза. В результате 50 лет спустя после того, как ЮНЕСКО признало право каждого человека на образование, более 130 млн детей не имеют доступа к образованию.
Уровень образовательной подготовки значительно шире данных о посещении школы. Показатели охвата обучением часто сопровождаются высокими показателями отсева. В странах с низким уровнем дохода более 40% поступающих в начальную школу отсеиваются. Даже в средних по уровню дохода странах этот показатель составляет 15%.
В итоге неграмотность остается широко распространенным явлением в мире (20,6% в 2000 г.).
В последние десятилетия уровень неграмотности в мире значительно снизился, но число неграмотных возросло (табл. 13.5). В 2000 г. в мире насчитвалось 876 млн неграмотных против 854 млн в 1970 г. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны — 865 млн человек, что составляет Р/3 взрослого населения в этой подсистеме мирового хозяйства.
По уровню неграмотности выделяется Южная Азия — 46% (59% женщин и 33% мужчин) и Тропическая Африка — 40% (48% женщин и 32% мужчин), а также арабские страны — 39%.
Хотя в промышленно развитых странах высокий уровень грамотности, однако и в них насчитывается 31,5 млн неграмотных взрослых. В этой подсистеме мирового хозяйства больше всего неграмотных в странах Южной Европы.
Таблица 13.5
Неграмотность населения (15 лет и выше), %
Регионы |
1980 1980 |
2000 |
||||
всего |
жен. |
муж. |
всего |
жен. |
муж. |
|
Мир |
30,6 |
45,2 |
22,8 |
20,6 |
26,4 |
14,7 |
Развивающиеся страны |
41,8 |
52,9 |
30,9 |
26,3 |
34,2 |
18,6 |
Восточная и Юго-Восточная Азия |
30,8 |
42,3 |
19,7 |
13,4 |
19,7 |
7,3 |
Западная Азия и Северная Африка |
60,0 |
75,2 |
45,0 |
38,6 |
51,0 |
27,1 |
Латинская Америка |
20,3 |
22,5 |
18,0 |
11,7 |
12,6 |
10,8 |
Тропическая Африка |
61,7 |
72,2 |
50,8 |
39,7 |
47,6 |
31,5 |
Южная Азия |
60,7 |
75,5 |
47,0 |
45,8 |
59,0 |
33,4 |
И с т о ч н и к: UNESCO. Statistical yearbook. 1999.
Среднее образование. Современная модель производства предопределяет необходимость повышения квалификации работников. Постоянное накопление ими профессиональных знаний и навыков превращается в существенный элемент успешного овладения все более широким спектром обязанностей в осуществлении принципа: машина работает, человек думает.
Реализации этого принципа уже способствует средняя ступень образования (обучающиеся в возрасте 12—17 лет). В распространении средней ступени образования происходят значительные изменения в результате расширения сети средних школ и их доступности.
В настоящее время в мире 68% подростков занимаются в средней школе более одного года (в 1970 г. — только 36,4%). В развитых странах произошло значительное расширение среднего образования, там 96% подростков обучаются в средней школе. При этом на верхней ступени средней школы значительная часть учеников (55%) занимается в технических школах.
Следует заметить при этом, что примерно 25% учащихся отсеиваются.
В развивающихся странах в средней школе занимаются около 63% подростков (1970 г. — 23%). В отдельных странах этой подсистемы достигнут высокий уровень охвата средним образованием, например на Кубе 88% подростков учатся в средней школе, в Аргентине, в Египте — 73%.
Важны не только количественные параметры, но и качество обучения. Нередко правительства развивающихся стран предпочитают количество качеству. Во многих странах высокие коэффициенты охвата соответствующих возрастов молодежи сочетаются с чрезмерной переполненностью классов, слабой материальной оснащенностью школ, низкой квалификацией учителей, второгодничеством. В 27 странах на одного преподавателя начальной школы приходится более 40 учеников, а в некоторых из них — до 60 и более.
Профессионально-техническое обучение не получило широкого распространения. Как правило, им охвачено менее 8% учащихся. Лишь в нескольких странах (Бангладеш, Египет, Индонезия, Ливан, Таиланд, Тунис, Заир, Камерун) эта доля составляет 15—27% учащихся.
Высшее образование. НТП с особой остротой ставит вопрос о подготовке работников высшей квалификации. Давно замечено, что легче сделать открытие, чем понять его практическое значение и найти возможность для его технического применения.
Необходимо высококачественное общее, техническое и экономическое образование. Кадры высшей квалификации, прежде всего умственного труда, служат источником нововведений в сфере науки, создания новых технологий, управления и организации производства.
В расширении высшего образования также произошли важные перемены. Доля молодежи, занятой различными формами высшего образования, поднялась с 9,2% в 1970 г. до 17,4% в 1997 г. Такой сдвиг произошел в основном за счет развитых стран. Наиболее высокий уровень распространения высшего образования отмечается в Канаде, США, Франции, Германии и в малых промышленно развитых странах — Австралии, Бельгии, Новой Зеландии, но и они за счет собственных образовательных систем не обеспечивают полностью потребности своих национальных хозяйств в специалистах по ряду новейших специальностей.
Произошли изменения в подготовке специалистов высшей квалификации в развивающихся странах. В 1997 г. отношение студентов к численности соответствующей возрастной группы составило 10% (1970 г. — 2,9%). Увеличилась подготовка инженеров, агрономов, врачей, что во многих случаях позволило ликвидировать острые пробелы в обучении профессиям, необходимым для развития национальных хозяйств.
В развивающихся странах примерно 90% студентов обучаются по гуманитарным и социальным специальностям, а в индустриальных странах — 75%. Наиболее высокая доля этих специальностей в учебных заведениях азиатских стран. Доля технического и юридического образования остается невысокой.
Достигнутый уровень высшего образования не позволяет периферийным странам ликвидировать нехватку специалистов по новейшим специальностям.
В странах, которые создали и поддерживают сильные образовательные системы, инвестиционный процесс обеспечивает возможности для устойчивого экономического роста. Адекватная оценка вклада образования в экономический рост требует внимания к взаимосвязи основных параметров (уровень образования и уровень развития), а также учета других явлений, отражающих как побочные эффекты процесса обучения, так и влияние на него различных социальных реалий. Недооценка этих обстоятельств приводит к искажению эффективности вложений в образование.
13.5. Использование рабочей силы
Ситуация на рынках рабочей силы определяется особенностями социально-экономического развития, изменениями в технологической базе производства, демографической обстановкой. В связи с этим положение на рынках труда, адаптация рабочей силы к меняющимся условиям воспроизводства складывается в подсистемах мирового хозяйства с различной степенью интенсивности и имеет свои особенности.
Занятость (формы и характер). В 80—90-е годы рынки рабочей силы в мире переживали противоречивые тенденции. Занятость росла более низкими темпами в сравнении с 50—60-ми годами — 1,9—1,7% в среднем в год.