Сегодня внешний долг США превышает
7 трлн долл. (77% ВВП).
Американские банки значительно расширили масштабы своих международных операций. Это происходит в форме открытия заграничных филиалов, приобретения доли в капитале заграничных банков, участия в многонациональных консорциумах. Осуществляя экспансию за рубежом, американские банки в то же время являются объектом ожесточенной конкуренции со стороны иностранных банков.
Последним принадлежат контрольные пакеты акций более 70 американских банков. Под контролем иностранцев находится не менее 12% банковских
активов США.
В прошлом советские экономисты-международники, анализируя промышленный и финансовый капитал развитых капиталистических стран, вслед за В. И. Лениным делали акцент на том, что концентрация производства и капитала, образование монополий ведут якобы к обострению противоречий и загниванию капитализма.
На деле же объективные процессы экономического развития капиталистических стран протекали по иному руслу. Все время обострялась конкурентная борьба, усиливалась роль мелкого бизнеса. Правительство США активно выступало против монополий и сговора их между собой. С этой целью было принято жесткое антитрестовское законодательство (1890 г.), всячески поддерживался мелкий бизнес и стимулировалась конкуренция.
Поэтому неверно считать США страной монополистического капитализма, а монополизацию — главной чертой американской экономики.
В 2001—2002 гг. произошла цепь банкротств крупных американских компаний. Банкротства были инициированы государственными органами после вскрытия у компаний фактов фальсификации финансового положения, непрозрачности в отчетности и прямого обмана своих клиентов. В результате летом 2002 г. Конгресс США принял закон, на основании которого правительственная комиссия по ценным бумагам утвердила новые правила корпоративного управления. Были разграничены функции совета директоров корпорации и генерального менеджера, пересмотрена система бухгалтерской отчетности, проведено разделение управленческой и аналитической деятельности, а под эгидой комиссии создан независимый орган по надзору за корпоративным делопроизводством.
По новому закону менеджеры корпораций обязаны давать присягу о честном соблюдении корпоративных правил.
Со временем стало очевидным, что крупные корпорации не являются самыми эффективными. Эффект от масштабов производства (экономия на накладных расходах в расчете на единицу продукции) с лихвой перекрывается перерасходом средств из-за слабой управляемости крупного производства, его негибкости относительно изменчивости рыночной конъюнктуры и т. д. На деле оказалось, что крупный и мелкий бизнес стали взаимодействовать друг с другом в интересах повышения эффективности своей деятельности на базе четкого разделения труда, а конкурентная борьба между фирмами-производителями той
или иной продукции все время обострялась.
3.5. Государственное регулирование экономики
Большое внимание в США уделяется государственному регулированию экономики, которое представляет развернутую и многозвенную систему, включающую регулирующий механизм
федерального правительства, а также механизм штатов и местных органов власти. На протяжении нескольких десятилетий, начиная с экономического кризиса 1929—1933 гг. и кончая серединой 1970-х годов, в экономической политике США были сильны элементы зарегулирования экономики чрезмерным
(порой административным) вмешательством государства. Это
было обусловлено необходимостью восстановления производ-
ства после кризиса, войны, послевоенным переходом американской экономики на мирные рельсы, а также распространением концепций английского экономиста Д. Кейнса, которые Стали теоретической базой чрезмерного регулирования американской экономики со стороны государства.
Однако в 1970-х годах стало ясно, что сложившаяся в США система регулирования со временем привела к замедлению экономического роста, нарастанию бремени госаппарата, увеличению налогообложения, торможению роста конкурентоспособности американских товаров. В результате кейнсианство уступило место либеральной концепции монетаризма, что привело к ослаблению прямого вмешательства государства в экономику и переходу к широкой государственной поддержке частного предпринимательства и рынка.
Экономическая программа Рейгана (под названием "Новое начало для Америки. Программа экономического возрождения") включала вопросы налоговой реформы, реформы амортизации, антиинфляционной денежно-кредитной политики, реформы дерегулирования экономики США.
Ключевым моментом программы являлась налоговая реформа. Ставки подоходного налога, например, были сокращены в среднем на 23%. Все это осуществлялось в целях стимулирования инвестиций в производство.
Реформа амортизации была направлена на стимулирование обновления основного капитала. Сроки амортизационных списаний укорачивались в
среднем на 40%.
Денежно-кредитная политика была ориентирована на снижение темпов роста денежной массы и учетной ставки процента коммерческих банков. Рост денежной массы был доведен до темпов роста ВНП, что резко убавило темпы инфляции, а снижение процентной ставки стимулировало кредитные заимствования предпринимателей у банков.
Особое значение придавалось реформе дерегулирования
экономики, ослаблению ее регламентирования. Реформа была направлена на сокращение численности госаппарата, ограни
чение его вмешательства в экономику, на усиление свободы предпринимательства и конкурентного выбора.
Реализация этой программы дала экономике США реальный толчок в развитии, и впоследствии, уже при других президентах, государственное регулирование американской экономики стало
более гибким и эффективным. Так, в 1983 г. прирост ВВП составил 4%, в 1987 г. — почти 7% и до экономического кризиса 1990—1991 гг. составлял 3,5% в год. В последующие годы вплоть до начала экономического кризиса в 2001 г. среднегодовой прирост ВВП США равнялся более 4%.
Заметно снизилась инфляция (около 3% в год), а общее число новых рабочих мест, созданных с начала 90-х годов, достигло свыше 20 млн.
Администрация президента Б. Клинтона сочла необходимым пересмотреть некоторые приоритеты экономического развития
страны. На передний план были выдвинуты социальные проблемы: повышение уровня доходов малообеспеченных слоев населения, улучшение медицинского обслуживания, дальнейшая компьютеризация школ и подключение их к системе "Интернет". В президентский план были включены и программа поощрения долгосрочных государственных и частных инвестиций в ведущие отрасли экономики, меры по уменьшению бюджетного дефицита, в первую очередь за счет сокращения военных расходов.
Кроме того, президент предложил программу некоторого повышения налогов для состоятельных слоев населения.
Новый президент США Д. Буш начал свой срок по существу продолжением прежней экономической политики, однако после террористического акта 11 сентября 2001 г. резко изменил курс, начав повышать военные расходы, что вызвало рост бюджетного дефицита. Но при этом продолжалась линия на снижение ставок налогообложения, наращивание социальных
расходов. К этому добавилась политика, направленная на снижение курса доллара и процентной ставки ФРС в интересах стимулирования экономического роста.
В целом же можно считать, что в США сложились оптимальные отношения между экономикой и государством. Никто не требует ухода государства из экономики или чрезмерного его вмешательства в сложившуюся рыночную систему. Государство служит этой системе, эффективно поддерживает ее и помогает ей.
3.6. Американские технологии
Главным элементом текущего экономического подъема
в США является бурное развитие информационных технологий. В течение последних лет темпы роста производства компьютеров, программного обеспечения и средств связи во много раз опережали темпы роста американской экономики в целом. Именно эти отрасли промышленности способствовали удлинению периода подъема экономики страны.
Сегодня появился такой термин, как "новая экономика". Под новой экономикой понимается интеллектуальная экономика, базирующаяся на информационных, наукоемких и высоких технологиях.