Тэтчер в Великобритании, послуживший предтечей "рейганомики" в США.
Несмотря на давние либеральные традиции, в послевоенный период в Великобритании усилилось вмешательство государства в экономику, была проведена национализация ряда отраслей промышленности. Так, в 1945—1948 гг. собственностью государства стали многие банки, шахты, радио и телеграфная связь с заграницей, электростанции, в 1967 г. — многие предприятия черной металлургии и транспорта, в 70-х годах государство скупило контрольные пакеты акций ряда крупных корпораций. Стали создаваться смешанные государственно-частные компании.
1 В 1971 г. в центральных банках стран—членов МВФ был прекращен размен американских долларов на золото, а в 1973 г. отменены пределы колебаний курсов валют по отношению к доллару.
Правительство лейбористов, находившееся у власти в 60— 70-х годах, проводило политику низких цен на продукцию
национализированных предприятий. Более того, оно по-своему пыталось планировать экономическое развитие страны. Так, сначала была разработана программа развития английской экономики, затем "национальный план". Их воплощение в жизнь намечалось соответственно в первой и второй половине 60-х годов.
Однако и программа, и план реализованы не были, а попытки проведения их в жизнь закончились ускорением темпов инфляции, ухудшением других показателей экономического развития страны.
В конце 70-х годов темпы инфляции возросли до 15% в год, в начале этого периода замедлился, а затем и вовсе прекратился рост производства. Например, в середине 70-х годов объем промышленного производства был на 11% меньше по сравнению с объемом начала 60-х годов. Безработица выросла до рекордных размеров, снизился жизненный уровень населения, резко возрос внешний долг Великобритании.
Все попытки лейбористов решить эти проблемы на путях усиления государственного регулирования экономики успеха
не имели. Налицо был кризис экономической политики, основанный на кейнсианской концепции. Смена парадигм
оказалась неизбежной. На новый путь встало правительство консерваторов во главе с М. Тэтчер, пришедшее к власти в мае 1979 г. Новое правительство сразу же приступило к проведению в жизнь идей экономического либерализма, направленных на сокращение роли государства в экономике, усиление функций рыночных механизмов саморегулирования.
Была поставлена задача снизить и затем строго контролировать темпы роста денежной массы, снизить ставки налогообложения и ослабить налоговый контроль за функционированием рынка, отменить контроль над ценами и оплатой труда. Одновременно были приняты такие антиинфляционные меры, как сокращение государственных кредитов частному сектору, ограничение государственных расходов вообще. В результате уже к 1982—1983 гг. темпы инфляции снизились до 5% в год.
Затем они несколько возросли.
Другое важное направление монетаристских реформ в Великобритании — курс на значительное сокращение, а в ряде отраслей и полная ликвидация государственного сектора. Это выразилось в широкой денационализации и стимулировании частного бизнеса. Частным фирмам продавались богатые мес
торождения нефти в Северном море, угольные шахты, заводы по производству радиоактивных изотопов, национальная компания по перевозке грузов и т. д. Причем в частные руки предлагались только рентабельные предприятия, остальные подвергались санированию. Резко снизился удельный вес государственных капвложений.
В результате смены курса государственной экономической политики в экономике Великобритании произошли важные и достаточно быстрые перемены к лучшему: был остановлен спад производства, инициирован подъем экономики, резко сокращен уровень инфляции, начался рост жизненного уровня населения, укреплены позиции Лондона как одного из финансовых центров мира.
В целом же 70-е годы были периодом перестройки экономики Западной Европы на широкое применение энергосберегающих технологий, всемерное развитие научно-технического потенциала для последующего перехода на интенсивный тип развития. Благодаря этой перестройке экономический кризис 2001—2003 гг. Великобритания преодолела успешнее других крупных европейских стран: в 2003 г. ее ВВП возрос на 2,1%, в то время как Франции — на 1,6, Италии — на 0,3%, а Германии снизился на 0,1%. Это результат приватизации, давшей Великобритании порядка 80 млрд ф. ст., дерегулирования экономики и децентрализации хозяйственного управления.
Сегодня в Европе все чаще говорят о преимуществах англосаксонской экономической модели над германской.
4.4. Четвертый этап экономического развития (1985—1990 гг.)
В этот период вновь начался довольно быстрый экономический рост стран Западной Европы, стали укрепляться ее позиции в мировой экономике, завершился переход к интенсивному типу экономического развития. Западная Европа укрепила свои позиции в области НИОКР, приступила к широкомасштабному выпуску собственной наукоемкой, высокотехнологичной про-
дукции. Значительно расширились и укрепились интеграционные процессы на континенте. Практически было завершено создание Европейского внутреннего рынка (ЕВР) и стало форсироваться создание Европейского валютного союза.
Наименование |
1984 |
1985 |
1986 |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
показателя |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Западная Европа |
|||||||
ВВП |
2,5 |
2,7 |
3,1 |
3,0 |
4,1 |
3,4 |
2,8 |
Капвложения |
1,5 |
2,8 |
4,5 |
6,2 |
7,9 |
6,2 |
4,5 |
Экспорт |
8,7 |
4,3 |
1,3 |
3,9 |
6,0 |
7,6 |
4,1 |
Промышленность |
2,7 |
3,2 |
2,7 |
2,3 |
3,8 |
4,1 |
3,0 |
Занятость |
0,4 |
0,8 |
1,1 |
1,4 |
1,7 |
1,8 |
1,7 |
Норма безработицы |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
8,8 |
8,3 |
7,7 |
7,2 |
Инфляция |
6,8 |
5,9 |
3,4 |
2,9 |
3,3 |
4,8 |
5,4 |
Германия (Западная) |
|||||||
ВВП |
2,8 |
2,0 |
2,5 |
1,7 |
3,7 |
3,5 |
3,7 |
Капвложения |
0,1 |
-0,5 |
3,3 |
2,5 |
4,6 |
5,6 |
9,0 |
Экспорт |
8,2 |
7,6 |
-0,6 |
0,5 |
5,1 |
9,8 |
0,5 |
Промышленность |
3,0 |
4,4 |
2,1 |
0,5 |
3,6 |
5,0 |
5,2 |
Занятость |
0,2 |
0,7 |
1,4 |
0,7 |
0,8 |
1,5 |
3,0 |
Норма безработицы |
7,1 |
7,1 |
6,4 |
6,3 |
6,2 |
5,6 |
4,8 |
Инфляция |
2,4 |
2,0 |
-0,1 |
0,3 |
1,3 |
2,8 |
2,7 |
Франция |
|||||||
ВВП |
1,3 |
1,9 |
2,5 |
2,5 |
4,6 |
4,2 |
2,6 |
Капвложения |
2,3 |
1,8 |
3,2 |
6,0 |
9,5 |
7,3 |
3,3 |
Экспорт |
7,0 |
1,9 |
-1,4 |
3,4 |
8,7 |
10,0 |
4,8 |
Промышленность |
0,3 |
0,1 |
0,9 |
1,2 |
4,6 |
3,7 |
3,1 |
Занятость |
-0,9 |
-0,3 |
0,4 |
-0,1 |
0,9 |
1,7 |
0,8 |
Норма безработицы |
9,7 |
10,2 |
10,4 |
10,1 |
9,6 |
9,1 |
8,6 |
Инфляция |
7,4 |
5,8 |
2,7 |
3,3 |
2,7 |
3,5 |
3,5 |
Окончание табл. 1
1 |2|3|4|5|6|7|8
Великобритания
ВВП |
2,3 |
3,8 |
4,3 |
4,5 |
5,2 |
2,2 |
0,8 |
Капвложения |
8,9 |
4,2 |
2,6 |
9,3 |
14,9 |
6,0 |
-2,6 |
Экспорт |
6,5 |
6,0 |
4,5 |
6,1 |
0,6 |
4,5 |
5,4 |
Промышленность |
— |
5,6 |
2,2 |
4,1 |
5,2 |
2,1 |
-0,3 |
Занятость |
2,7 |
1,2 |
0,1 |
2,6 |
4,3 |
2,4 |
0,3 |
Норма безработицы |
11,7 |
11,2 |
11,2 |
10,3 |
8,5 |
7,1 |
6,9 |
Инфляция |
5,0 |
6,1 |
3,4 |
4,2 |
4,9 |
7,8 |
9,5 |
Италия |
|||||||
ВВП |
2,7 |
2,6 |
2,9 |
3,0 |
3,9 |
2,9 |
2,0 |
Капвложения |
3,6 |
0,6 |
2,2 |
4,2 |
6,7 |
4,2 |
4,0 |
Экспорт |
8,5 |
3,2 |
2,5 |
4,5 |
5,1 |
7,8 |
7,5 |
Промышленность |
3,3 |
1,3 |
4,1 |
2,6 |
7,0 |
3,9 |
- 1,7 |
Занятость |
0,4 |
0,9 |
0,8 |
0,2 |
1,1 |
0,7 |
1,6 |
Норма безработицы |
9,4 |
9,6 |
10,5 |
9,6 |
9,7 |
9,7 |
8,9 |
Инфляция |
10,8 |
9,2 |
5,9 |
4,8 |
5,1 |
6,3 |
6,5 |
Испания |
|||||||
ВВП |
1,5 |
2,6 |
3,2 |
5,5 |
5,7 |
4,8 |
3,8 |
Капвложения |
-6,9 |
6,1 |
9,9 |
12,2 |
13,6 |
12,0 |
6,5 |
Экспорт |
11,7 |
2,7 |
1,9 |
5,3 |
3,8 |
1,4 |
4,7 |
Промышленность |
0,8 |
2,0 |
3,0 |
2,6 |
3,2 |
5,1 |
-0,4 |
Занятость |
-2,7 |
1,1 |
2,2 |
4,8 |
3,5 |
3,6 |
3,8 |
Норма безработицы |
19,7 |
21,1 |
20,8 |
16,7 |
15,5 |
13,9 |
13,1 |
Инфляция |
11,3 |
8,8 |
8,7 |
5,2 |
4,8 |
6,8 |
6,7 |