Подобные примеры подчеркивают необходимость последовательного учета проблематики научно-технического развития и сотрудничества в соглашениях о международной специализации и кооперации производства. В этой области возникла, видимо, необходимость разработки нового типа соглашения, которое могло бы охватить в комплексе условия научно-технической подготовки производства, выпуска специализированной и кооперированной продукции, а также ее последующего технического усовершенствования.
Разработка такого рода комплексных соглашений особенно актуальна в условиях, когда страны СЭВ совместно определяют первоочередные объекты производственной и научно-технической кооперации с целью содействия развитию приоритетных видов производства, определяющих технический прогресс и эффективность многих отраслей и народного хозяйства в целом.
Материализация любой научной идеи требует эффективного взаимодействия всех звеньев единого цикла “наука-производство”. Попытки внедрять в “сыром виде” достижения науки в народное хозяйство ведут к значительным дополнительным затратам при производстве и использовании новой техники, препятствуют ее широкому распространению, часто дискредитируют правильную научную идею. Поэтому каждое направление научно-технического прогресса, рассчитанное на массовое использование его результатов в народном хозяйстве должно включать в обоснованном соотношении научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, технологические институты и опытные производства; назрела также необходимость создания специализированных внедренческих организаций (“инженерных фирм”).
Эти фирмы наряду с обслуживанием потребителей новой техники должны заниматься и организацией процесса внедрения (управленческие услуги по внедрению техники, “авторский надзор”, “привязка” техники и технологии к местным условиям и т. п.).
Интенсификация научных исследований означает в современных условиях осуществление принципа приоритетности в развитии науки, концентрации ресурсов науки на решающих направлениях. В условиях, когда замедляется экстенсивное расширение всех видов ресурсов, в том числе научно-технических, такая концентрация может потребовать систематического перераспределения ресурсов между направлениями развития науки, большего приспособления к новым условиям организации науки и подготовки научных кадров.
На основе расширенного и пропорционального воспроизводства всех звеньев НИОКР и концентрации научно-технических ресурсов должно быть обеспечено сокращение продолжительности цикла “наукапроизводство” и тем самым ускорен оборот научно-технических ресурсов. Для этого, помимо названных условий, необходимо повышать оснащенность труда ученых, его эффективность на основе форсированного развития научного приборостроения; моделировать и автоматизировать научные эксперименты на основе использования ЭВМ, что позволит как сократить время и трудоемкость экспериментов, многократно увеличить их число, так и учесть еще на стадии научных исследований возможные условия фактического использования нововведений; значительно ускорить проектные и конструкторские работы на основе автоматизированного поиска и выбора уже имеющихся стандартных решений, широкого использования ЭВМ и соответствующей периферийной техники.
В наибольшей мере усиление планомерного характера научно-технического прогресса в условиях содружества должно проявиться в возрастающих масштабах, скорости и эффективности внедрения и распространения (тиражирования) нововведений в народном хозяйстве. Для этого необходимо целенаправленно формировать условия как для вертикального (разработкавнедрение), так и для горизонтального перемещения технологии (охват новой техникой все новых и новых объектов, сфер ее применения).
Все более важными критериями результативности взаимного сотрудничества на современном этапе становятся такие показатели, как степень его воздействия на качественное преобразование отраслей и производств; осуществление сдвигов в ассортиментной структуре продукции; повышение “скорости перемещения” технических новинок по стадиям процесса их научно-технической разработки и освоения производством.
В их числе развитие производственной и научно-технической кооперации, создание условий для расширения непосредственных (прямых) связей национальных хозяйственных организаций, для формирования совместных фирм, для объединения ресурсов социалистических стран в других формах. Эти условия включают в себя не только материальные, но и организационно-правовые предпосылки, в том числе необходимую степень унификации норм национального хозяйственного права.
Учитывая возросший научно-технический потенциал стран СЭВ и разветвленную систему их научно-технического сотрудничества, представляется целесообразным усилить научно-техническое обоснование решений, принимаемых в области специализации и кооперации производства, а также при определении объемов и структуры взаимных внешнеторговых поставок. Для этого предстоит разработать уже давно получившую признание в теоретическом плане систему практических мероприятий, обеспечивающих единство и неразрывность цикла “наука техника производство тиражирование новой техники и технологийобмен”.
Например, уже сегодня, на наш взгляд, правомерна постановка вопроса об ускоренном формировании новой, достаточно самостоятельной области производственной и научно-технической кооперации совместного внедрения получаемых по линии взаимного сотрудничества, а также в итоге НИОКР в отдельных странах результатов научных исследований в производство. При таком подходе появляется реальная возможность скорейшего освоение новшеств (в том числе в рамках совместных фирм) на основе скоординированного или совместного использования капиталовложений для совместного строительства дополнительных производственных мощностей, расширения или реконструкции существующих предприятий с ориентацией на развитие экспортного производства.
УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ КАЧЕСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВАЖНЕЙШИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ СТРАН СЭВ
В России была принята программа применительно к экономической сфере была определена такая ключевая задача, как кардинальное повышение производительности труда с ориентацией на достижение высшего мирового уровня.
Страны СЭВ в совокупности обладают для решения этой важнейшей задачи крупнейшим научно-техническим потенциалом, развитым машиностроением. У них имеется возможность не только самостоятельно разрабатывать новую технику и технологию, но и обеспечивать их материализацию в основных фондах производственной и непроизводственной сферы, создавать тем самым предпосылки для более активного участия в международном технологическом обмене.
В то же время при укреплении материально-технической базы, необходимой для качественного преобразования важнейших отраслей экономики стран СЭВ, возникает ряд сложных задач. Первая из них активизация многостороннего сотрудничества по авангардным направлениям технического прогресса путем разработки и реализации крупных совместных программ, проектов, приоритетов. Это, безусловно, наиболее эффективный путь международной концентрации ресурсов.
В то же время возможности его использования отнюдь не беспредельны. Число крупных международных программ (даже при тщательно отлаженном механизме их осуществления) должно определяться с учетом не только ресурсных, но и управленческих возможностей обеспечения их реализации.
Возможности многостороннего сотрудничества расширяются, когда в качестве организатора реализации международной программы выступает предприятие или объединение той или иной страны, далее всего продвинувшееся в разработке или освоении новой техники и технологии. Суть этой разновидности многостороннего сотрудничества можно охарактеризовать как выполнение национальной хозяйственной организацией функции технологического интегратора головной организации, налаживающей международную научно-производственную деятельность хозяйственных организаций заинтересованных стран.