Она практически не стала его самостоятельной формой.
Тут возникает вторая проблема: по ряду экономических и организационных причин эта разновидность многостороннего сотрудничества реализовывалась на практике преимущественно лишь путем ее преобразования в первую разновидность (например, посредством заключения межправительственных соглашений, генеральных соглашений по специализации и кооперации и т. п.). Она практически не стала его самостоятельной формой. Эту задачу еще предстоит решить в полном объеме.
Третья проблема связана с широким распространением (тиражированием) инноваций, имеющихся в отдельных странах. Тут может быть использован самый широкий арсенал форм сотрудничества прямые связи, использование кредитных ресурсов для наращивания производства на соответствующих национальных предприятиях. Но и здесь в качестве обязательного условия должна выступать многосторонность сотрудничества (по крайней мере в таких областях, как унификация, стандартизация, нормализация и т. п.).
Рассмотрим в качестве иллюстрации ряд конкретных примеров решения новейших научно-технических проблем в странах СЭВ с использованием различных конкретных форм сотрудничества. Следует подчеркнуть прежде всего, что их крупнейший научно-производственный потенциал вовсе более широких масштабах используется для качественного преобразования важнейших отраслей и производств на коллективной основе. Так, в числе крупнейших многосторонний соглашений, находящихся в процессе реализации, можно назвать Соглашение о международной специализации и кооперировании производства и взаимных поставках оборудования для атомных электростанций.
Оно предусматривает строительство атомных электростанций в европейских странах членах СЭВ. При решении этой задачи осуществляется широкое сотрудничество в области научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, создания специальных материалов, самых современных видов оборудования, строительства необходимых производственных мощностей.
Страны участницы соглашения осуществляют, в частности, переход к освоению производства оборудования для атомных электростанций нового поколения с реакторными установками мощностью 1 млн. кВт. Все это обеспечивает выполнение программы расширения производства электроэнергии на атомных электростанциях в странах членах СЭВ. На перспективу намечена имеющая важное народнохозяйственное значение разработка реакторных установок большой мощности на быстрых нейтронах, а также использование атомной энергии на атомных теплоэлектроцентралях и в атомных котельных.
На основе сложившейся кооперации и с учетом возможностей стран было подписано Соглашение о сотрудничестве при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблеме “Разработка реакторных установок большой мощности на быстрых нейтронах (с натриевым теплоносителем и использованием в качестве теплоносителя диссоциирующих газов) ”.
Программа работ по реализации соглашения включает в себя такие темы, как разработка методов и программ для физических расчетов новых реакторов; экспериментальные и теоретические исследования теплофизики и гидродинамики активной зоны; оптимизация отдельных систем и технических решений по реакторной установке; разработка отдельных видов оборудования (парогенератор, арматура); разработка контрольно-измерительных приборов, системы автоматического регулирования, управления и защиты. Ведутся также поисковые работы по созданию опытной реакторной установки на быстрых нейтронах с диссоциирующим теплоносителем.
Соглашение о многосторонней специализации и кооперировании в разработке новых средств вычислительной техники, в соответствии с которым объем взаимных поставок этих средств возрастет примерно вдвое и достигнет 15 млрд. руб.
Россия и другие страны СЭВ намерены реализовать крупные программы, связанные с освоением новейших достижений современной науки и техники. В этих целях, в частности, Комитетом СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности принят перечень координируемых на многосторонней основе проблем экономического сотрудничества и более длительный период в увязке с научно-техническим сотрудничеством. В первом (межотраслевом по своей сути) разделе перечня содержится 29 крупных согласованных проблем.
Помимо решения таких важных народнохозяйственных задач, как ресурсосбережение, совершенствование топливно-энергетического баланса, решение продовольственной проблемы, механизация погрузочно-разгрузочных работ и т. п., страны СЭВ уделяют растущее внимание переходу от ручного, дистанционного, механического управления машинами, механизмами и технологическими процессами к системам автоматического управления с помощью электроники. Они решают задачи, связанные с использованием микроэлектроники, робототехники, налаживают широкое взаимное сотрудничество в данной сфере.
Одним из главных преимуществ новых технических средств выступает то, что они создают возможности для внедрения гибких систем автоматизации производства, для преодоления ограничений, связанных с доминирующей до настоящего времени так называемой одномерной или одно-целевой автоматизацией производства, основанной на использовании негибких фиксированных систем изготовления продукции, приспособленной к условиям массового производства с низким коэффициентом обновления выпускаемых изделий.
В области микроэлектроники и робототехники, на наш взгляд, особенно отчетливо проявляются как преимущества, так и масштабы “неосвоенных резервов” взаимного сотрудничества. Например, согласованности действий стран СЭВ в этой области наряду с многосторонними соглашениями содействуют такие организационные формы, как Совет главных конструкторов по робототехнике при Комитете СЭВ по научно-техническому сотрудничеству, Межправительственная комиссия по сотрудничеству в области вычислительной техники и др.
В то же время в отдельных странах СЭВ реализуются национальные программы, которые, способствуя решению общей задачи, пока что все же в ряде случаев недостаточно синхронизированы друг с другом.
Весьма динамичная национальная программа роботизации принята, в частности, в НРБ. Эта программа базируется в основном на строительстве новых объектов представляющий собой усовершенствованный вариант аналогичного комплекса фирмы “Фанук”.
В России свыше 200 модификаций роботов разработали 50 НИИ и ПКБ различных министерств и ведомств. Многие из них были быстро освоены производством.
Наряду с этим создаются специализированные центры по. производству различных типов роботов (технологических, сварочных, разливочно-литейных и т. д.), созданные при крупнейших и добившихся лучших технических решений комбинатах. Эти центры будут распространять прогрессивный опыт, вести работу по типизации и стандартизации их конструкций.
Ожидается, что в скором времени парк роботов в странах СЭВ достигнет 200 тыс. шт. Этот парк станет результатом реализации совместной программы, обеспечивающей странам-участницам крупный экономический эффект. Ее практическое осуществление предполагает не только выработку единой технической политики в данной области, но и наиболее рациональное разделение производственных программ между отдельными странами членами СЭВ.
На основе научно-технического задела по промышленным роботам, созданного в странах СЭВ, был разработан и подписан договор о многосторонней международной специализации и кооперировании производства роботов-манипуляторов различного назначения. В нем предусмотрена специализация стран по производству 59 типов промышленных роботов-манипуляторов. Тем самым было положено начало многостороннему сотрудничеству в данной области.
Подписано Генеральное соглашение о многостороннем сотрудничестве и организации специализированного и кооперированного производства промышленных роботов, неотъемлемой частью которого является программа организации сотрудничества в области разработки и организации сотрудничества по робототехнике на базе унифицированных узлов и деталей, специализированного и кооперированного производства автоматических манипуляторов с программным управлением (промышленных роботов) для различных отраслей народного хозяйства.
Но в этой области отчетливо вырисовываются две сложные проблемы. Первая уже в текущей пятилетке в машиностроении европейских стран СЭВ работало около 130 различных моделей манипуляторов с программным управлением. Такой “разброс” можно преодолеть лишь на базе создания специализированных роботостроительных производств в сочетании с выпуском унифицированных (на коллективной основе) модулей.
Вторая проблема тесная зависимость качества роботов - от микропроцессорной техники, потребности робототехники в которой должны удовлетворяться в полной мере. Это тем более сложный вопрос, если учесть быструю динамику развития и широкий диапазон применения микроэлектроники. Микроэлектроника стала своеобразным показателем технического и экономического уровня развития промышленных стран. Ее применение, в особенности использование микропроцессорной техники, затрагивает практически все области: машиностроение, автоматизацию в самом широком смысле этого слова, сельское хозяйство, химию, строительство и т. д.