Более широкая интеграция возникла после подписания Римского договора об образовании Европейского Экономического Сообщества /1957 г., как таможенного союза, направленного на устранение всех административных и экономических препятствий для взаимной торговли стран-участниц и одновременно на ограждение методами таможенной защиты внутреннего рынка ЕЭС от конкуренции производителей из третьих стран. В течение первого десятилетия существования "Общего рынка" тарифные ограничения во взаимной торговле были ликвидированы, а внутренний рынок /особенно сельскохозяйственной продукции/ был надежно защищен единым внешним тарифом и системой субсидий местным производителям. Надо, правда, оговориться, что таможенные проблемы в дальнейшем вновь возникали в связи с расширением ЕЭС в 1973, 1981 и 1976 гг. (но не в 1995 г.), а в форме скрытого протекционизма существуют и по сей день.
На втором этапе в качестве главной цели ЕЭС было провозглашено создание экономического и валютного союза, что подразумевало унификацию национальных экономических и юридических условий деятельности промышленных, торговых и финансовых компаний, а также Wроведение общей структурной политики и развитие экономически отсталых регионов. Построение экономического союза растянулось на четверть века и , несомненно, завершилось бы ранее, если бы к шести первоначальным участникам ЕЭС /ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург/ не добавились государства, отличные от них по уровню экономического развития и структурным особенностям /Ирландия, Греция, Испания и Португалия, в какой-то степени Дания/, и Великобритания, традиционно придерживающаяся собственной философии международного экономического сотрудничества. Так или иначе, с 1 января 1993 г. принцип свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы практически реализован на экономическом пространстве 12 государств, а три экономических сообщества - ЕЭС, ЕОУС и Евратом - слились в единое Европейское Сообщество.
Еще не завершился процесс создания экономического союза /четыре "свободы" плюс общая аграрная политика плюс общая региональная политика плюс общая валютно-финансовая политика плюс объединение научно-технических потенциалов и т.д./ как государства-участники ЕЭС выработали и юридически оформили цели, задачи и средства третьего этапа интеграции. В общем и целом, согласно Маастрихтскому договору 1991г., на этом этапе предполагается создание валютного и политического союза. Сочетание подлинного общего рынка факторов и результатов производства и общей валюты превратит ЕС в крупнейший в мировом хозяйстве в единый народнохозяйственный комплекс , а политическая интеграция должна превратить аморфную ассоциацию отдельных стран, координирующих свою политику, в более прочное феодальное образование.
Функции по осуществлению этих задач возложены государствами-участниками западноевропейской интеграции на учрежденный ими /после ратификации Маастрихтского договора всеми 12 членами/ Европейский Союз.
# итоги и современные проблемы экономической интеграции в ЕС
Основные реальные результаты экономической интеграции в регионе выглядят следующим образом.
Внутрирегиональная торговля ныне играет решающую роль во внешнеэкономических интересах стран ЕС; сегодня это - более половины всего их экспорта или восьмая часть совокупного ВВП региона.
Устранено подавляющее большинство ограничений на миграцию иностранной рабочей силы в рамках ЕС; основным фактором миграции стало соотношение спроса и предложения на рабочую силу независимо от национальных границ.
Усилились процессы межстранового перелива капиталов; сегодня внутрирегиональное движение капиталов составляет свыше трети инвестиций стран Союза и более 40% капиталовложений в развитых странах.
Значительно сблизились внешнеэкономические условия деятльности компаний и предприятий во все странах ЕС - введен единый налог на добавленную стоимость, выровнялся уровень цен в отдельных странах, предприняты шаги по унификации стандартов продукции.
Проводится единая сельскохозяйственная политика стран ЕС, в сферу действия которой сегодня втянуто около 90% их совокупного сельскохозяйственного производства; на этой основе достигнута практически полная самообеспеченность Союза аграрной продукцией.
Французские таможенные правила устанавливают, что вся документация на товар должна быть переведена на французский язык. Великобритания поступила проще, резко сократив в свое время количество таможен, вследствие чего образовались "очереди" на границе. По оценкам Комиссии ЕС, подобные нетарифные меры фактически соответствуют 5-10-процентной адвалорной пошлине.
Много противоречий и конфликтов внутри ЕС порождены финансовыми проблемами Союза. В настоящее время общий бюджет ЕС составляет лишь около 1% совокупного ВВП стран-участниц, и понятно, что ограниченность средств не позволяет наднациональным органам остаточно эффективно влиять на политику капиталовложений и осуществлять руководство структурными процессами. Практически только сельское хозяйство стран ЕС получает сколько-нибудь значительные средства - ФЕОГА поглощает от 2/3 до 3/4 всех расходов. Остальные расходы распределяются по другим целевым фондам /ФЕДЕР, Европейский национальный фонд, Европейский фонд развития, предназначенный для ассоциированных членов, ЕОУС, Евратом, "Эсприт/, специальным фондам, а также идут на содержание административных институтов ЕС.
Доходная же часть бюджета , вместо принятых ранее взносов стран по квотам, в настоящее время формируется за счет следующих источников: 1/ 1% совокупного налога на добавленную стоимость, что дает 50% поступлений бюджета; 2/ таможенный сбор от импорта из третьих стран - 30% поступлений; 3/ компенсационные сборы за импорт сельскохозяйственной продукции, а также специальные сборы /налог на сахар и пр./ проведение единой аграрной политики поддерживает на плаву многие мелкие и средние хозяйства, неизбежно разорившиеся бы в условиях конкуренции с американскими производителями. ЕС катастрофически не хватает средств для выплаты субсидий "своим" продуцентам, уже установлены квоты продукции, закупаемой по гарантированной цене, а сверхквотная продукция идет уже по мировым ценам. Против дальнейшего реформирования аграрной политики активно выступает Франция, а также Ирландия, Дания, Испания, Португалия, получающие из бюджета ЕС больше своего вклада. Великобритания уже регулярно отказывается участвовать в формировании бюджета, мотивируя это как раз обратным.
С неменьшей регулярностью на этой почве между странами Союза вспыхивают торговые войны - "фруктовые", "винные", "рыбные".
Весьма острой и, может быть, наиболее актуальной проблемой являются валютные отношения стран-участниц. Необходимость ее урегулирования была принята ЕС довольно рано. Один из трезвомыслящих архитекторов строительства изрек: "не будет общей экономики, пока в карманах у европейцев бренчат разные монеты".