Проблемы осуществления экономической политики. Рассмотрим основные проблемы практической реализации достижения внутреннего и внешнего балансов страны при помощи рис. 12.22.
Графики внутреннего и внешнего балансов делят весь квадрант "области допустимых решений" на четыре зоны несбалансированности, или зоны экономического "несчастья". Это:
Рис. 12.22. Четыре зоны экономических проблем
Зона 1. Безработица и излишек (активное сальдо) платежного баланса. Эта зона лежит слева от обоих графиков внутреннего и внешнего баланса.
Зона II. Потенциальное инфляционное давление и излишек (активное сальдо) платежного баланса. Эта зона лежит слева от графика внешнего баланса, но справа от графика внутреннего баланса.
Зона III. Потенциальное инфляционное давление и дефицит платежного баланса. Эта зона лежит справа от обоих графиков внутреннего и внешнего баланса.
Зона IV. Безработица и дефицит платежного баланса. Эта зона лежит слева от графика внутреннего баланса и справа от графика внешнего баланса.
В любой конкретный момент времени экономика работает в одной из этих четырех зон - на пересечении кривых IS и LM. Власти не могут точно определить расположение кривых IS и LM или графика внешнего баланса, но они могут легко установить зону, в которой оказалась экономика, из актуальных данных о безработице, инфляции
и платежном балансе. Являются ли эти данные достаточными для правильной формулировки экономической политики? Ответ - нет!
В зонах I и III власти находятся в абсолютном неведении. Например, точки А и В лежат в зоне I. Если экономика находится в точке А, власти должны уменьшить государственные расходы (чтобы переместить кривую IS вниз и влево) и увеличить предложение денег (чтобы передвинуть кривую LM вправо). Однако если экономика находится в точке В, которая также лежит в зоне I, власти должны сделать противоположное, т. е. они должны увеличить государственные расходы (чтобы сдвинуть кривую IS вправо) и уменьшить предложение денег (чтобы сдвинуть кривую LM влево).
Точно так же точки С и D в зоне III предполагают диаметрально противоположные политики.
В зонах II и IV ситуация немного лучше. В этих двух зонах направление изменения правительственных расходов известно. Например, в зоне II (точки К и N) власти должны всегда уменьшать правительственные расходы (чтобы сдвинуть кривую IS влево). Аналогично в зоне IV (точки J и Н) власти должны увеличить правительственные расходы (чтобы сдвинуть кривую IS вправо).
К сожалению, направление изменения предложения денег продолжает быть неопределенным. Например, точки К и N лежат в зоне II, но власти должны увеличивать предложение денег в N и уменьшать его в К. Так же точки Н и J лежат в зоне IV, но власти должны увеличить предложение денег в J и уменьшить H. Неопределенность монетарной политики в зонах II и IV совершенно устраняется, когда кривая LM более пологая, чем график внешнего баланса, но тогда монетарная политика становится неопределенной в зонах I и III. К сожалению, разработчики стратегий не знают, является ли кривая LM более пологой или более крутой, чем график внешнего баланса.
Таким образом, без дополнительной информации о точном расположении (и наклоне) кривых IS и LM и графика внешнего баланса знаний только о том, в какой зоне оказалась экономика, не будет достаточно для формулирования экономической политики.
Итак, весь наш анализ привел к достаточно печальному заключению: хотя одновременное достижение внутреннего и внешнего равновесия с помощью фискальной и монетарной политик в принципе осуществимо, разработчики стратегий испытывают недостаток необходимой информации для формулирования правильного сочетания политик. Существуют ли правила, которые помогают разработчикам стратегий в их поисках внутреннего и внешнего баланса в условиях нехватки информации? Несомненно, они есть, и следующий раздел курса посвящен поэтому знаменитой "проблеме разделения", правильное решение
которой ведет к достижению как внутреннего, так и внешнего равновесия.
Сущность проблемы разделения. Разработчики экономических стратегий по достижению внутреннего и внешнего равновесию, имея данные только о национальном доходе, безработице, инфляции, процентной ставке и состоянии платежного баланса, не располагают, как было сказано выше, полной информацией для принятия обоснованного решения. В этих условиях фискальные власти могут иметь серьезные разногласия с монетарными властями по поводу правильного сочетания этих политик. Различия в убеждениях по поводу стратегии и этики, переплетенные с неполными знаниями об экономической системе, могут усилить разногласия и завести решение проблемы в тупик. Альтернативой здесь является разделение политик.
Проблема разделения - это результат децентрализованного принятия решений. Она предполагает связывание определенного инструмента политики с определенной целью политики. Так, монетарным властям (контролирующим предложение денег) может быть поручено достижение только внешнего баланса при игнорировании любых побочных эффектов от их воздействия на уровень занятости.
Точно так же фискальным властям может быть поручено использовать фискальную политику (изменение государственных расходов и налогов) для достижения внутреннего баланса, игнорируя любые возможные побочные эффекты от их воздействия на платежный баланс.
Когда каждый рычаг разработки стратегии закреплен за единственной целью политики, экономика не передвигается в точку общего равновесия за один ход. Вместо этого начинается процесс регулирования. Монетарные власти могут регулировать предложение денег для достижения внешнего баланса.
При этом, однако, они могут сорвать планы фискальных властей, которые должны приспосабливать свою политику для новой ситуации. Но эти действия фискальных властей могут сбить монетарную политику с цели. Поэтому монетарные власти опять должны делать изменения, и так далее до бесконечности.
Проблема разделения может быть успешно решена только тогда, когда регулирующие процессы, в конечном счете, приведут к достижению обеих целей одновременно. Для этого разделение политик должно быть, используя экономический жаргон, "устойчивым".
Зона |
Состояние экономики |
Монетарная политика |
Фискальная политика |
I |
Безработица и излишек |
Экспансионистская |
Экспансионистская |
II |
Инфляция и излишек |
Экспансионистская |
Рестриктивная |
III |
Инфляция и дефицит |
Рестриктивная |
Рестриктивная |
IV |
Безработица и дефицит |
Рестриктивная |
Экспансионистская |
Практика последовательного и без задержек выполнения рекомендаций Манделла свидетельствует о достаточно высокой их эффективности.
1 Политика переключения расходов характеризуется изменениями валютного курса (в частности, проведением девальвации или ревальвации). Девальвация переключает расходы с приобретения иностранных товаров на приобретение отечественных и может использоваться для ликвидации или сокращения дефицита платежного баланса страны. Правда, при этом необходимо иметь в виду, что она также увеличивает внутреннее производство, а это вызывает определенный рост импорта.
Ревальвация переключает расходы с приобретения отечественных на приобретение иностранных товаров и может использоваться для ликвидации или сокращения положительного сальдо платежного баланса страны. Она также сокращает внутреннее производство и впоследствии ведет к падению импорта, которое отчасти нейтрализует воздействие ревальвации.
1 Роберт Манделл (1932) - канадский профессор экономики, разработавший совместно с Дж Флемингом модель принципов корректировки открытой экономической системы. Лауреат Нобелевской премии 1999 г. по экономике.
12.3.6. Платежный баланс
и предложение денег
До сих пор мы рассматривали, как влияют изменения в предложении денег на платежный баланс. Между тем в реальной действительности и платежный баланс имеет определенное влияние на предложение денег. В частности, дефицит платежного баланса обусловливает необходимость его компенсирования путем продажи Центральным банком валютных резервов страны. Снижение же валютных резервов Центрального банка сопровождается увеличением предложения иностранной валюты на внутреннем рынке в обмен на национальную валюту, образно говоря "откачиваемую" в этом случае Центральным банком из экономической системы страны.
Таким образом, дефицит платежного баланса имеет тенденцию уменьшать предложение денег в стране, а излишек - увеличивать. Эти процессы могут иметь место, если монетарные власти не реагируют на них, что бывает крайне редко. Предложение денег находится, как правил, под очень жестким контролем монетарных властей, пытающихся активно стерилизовать платежный дисбаланс, т. е. не допустить влияние платежного дисбаланса на предложение денег.