Действительно, увеличение предложения денег приводит к снижению внутренней процентной ставки, а следовательно, к оттоку капитала из страны. Отток же капитала и возникающий в результате этого дефицит платежного баланса увеличивают спрос на
иностранную валюту, в результате обменный курс национальной валюты понижается.
Если Центральный банк стремится поддерживать курс национальной валюты на фиксированном уровне, то он будет проводить валютные интервенции: продавать иностранную валюту и покупать отечественную. В результате денежная масса будет сокращаться. Это означает, что линия LM1* сдвинется влево до своего исходного состояния LM*. По мере уменьшения объема денежной массы ставка процента повышается, и отток капитала при выполнении условия i = i* прекращается.
Все увеличение денежной массы, происшедшее в результате осуществления в экономической системе расширительной монетарной политики, "уходит" в этом случае через платежный баланс, не оказывая никакого влияния на уровень национального дохода.
Рис. 13.13. Кредитно-денежная политика
в условиях фиксированного обменного курса
В этих условиях денежно-кредитная политика в своем традиционном смысле становится невозможной, а Центральный банк, принимая условия фиксированного курса национальной валюты, практически теряет контроль над результатами изменения предложения денег. Таким образом, монетарная политика при фиксированном обменном курсе является неэффективной: она не влияет на объем национального производства, а ее итогом становится лишь сокращение валютных резервов Центрального банка. Одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитной политики при использовании фиксированного обменного курса становятся его официальное снижение (девальвация)
или повышение (ревальвация). При этом результаты девальвации аналогичны результатам увеличения предложения денег в условиях гибкого обменного курса (рост чистого экспорта и совокупного дохода), а ревальвации - уменьшению денежного предложения.
Внешнеэкономическая торговая политика. Введение внешнеторговых ограничений при фиксированном обменном курсе приводит к совершенно другим результатам нежели в условиях гибкого обменного курса. В частности, введение, например, импортных пошлин и квот приведет к росту чистого экспорта XN (сальдо текущих операций), и следовательно, к сдвигу кривой IS вправо (рис.
13.14).
Рис. 13.14. Внешнеторговые ограничения
в условиях фисированного обменного курса
Появившаяся тенденция к росту обменного курса национальной валюты заставит правительство с целью удержания фиксированного обменного курса на заданном уровне увеличить предложение денег, сдвинув при этом кривую LM* вправо. В результате вместе с ростом чистого экспорта вырастет и совокупный доход страны.
Таким образом, введение внешнеторговых ограничений при фиксированном обменном курсе приводит к росту совокупного дохода с увеличением сальдо текущих операций XN.
Проделанный выше анализ основных макроэкономических последствий политики государства в малой открытой экономике в краткосрочном периоде свидетельствует об их зависимости от характера валютного курса. При этом рассмотрены лишь полярные варианты режимов обменного курса - свободно плавающий и жестко фиксированный.
В реальной действительности их спектр существенно шире, однако все они в конечном итоге представляют собой ту или иную комбинацию этих двух валютных режимов. Следовательно, рассмотренные нами принципы макроэкономической политики в открытой экономике достаточно реалистичны и могут быть с соответствующими небольшими дополнениями успешно реализованы для макроэкономического анализа в условиях, используемых в реальной действительности промежуточных валютных режимов.
В табл. 13.1 обобщаются результаты воздействия бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и внешнеторговой политики на уровни дохода (У) и обменного курса (г), а также на состояние текущего счета платежного баланса (XN).
Таблица 13.1. Макроэкономическая политика в условиях открытой экономики
Экономическая политика |
Вид обменного курса |
|||||
Плавающий |
Фиксированный |
|||||
Показатели |
||||||
Y |
r |
XN |
Y |
r |
XN |
|
Стимулирующая фискальная |
0 |
^ |
v |
^ |
0 |
0 |
Стимулирующая монетарная |
^ |
v |
^ |
0 |
0 |
0 |
Протекционистская внешнеторговая |
0 |
^ |
0 |
^ |
0 |
^ |
Несмотря на то, что осуществление фискальной политики, например, за счет увеличения государственных расходов, может привести к дефициту торгового баланса, он, как показывает практика, полностью перекрывается положительным сальдо счета движения капитала, обусловленным притоком капитала в страну.
В условиях плавающего обменного курса бюджетно-налоговая политика приобретает большую значимость для регулирования торгового, а, следовательно, и платежного баланса; внутреннее же равновесие становится объектом регулирования в основном для денежно-кредитной политики. Монетарная политика оказывает значительное влияние, как следует из вышесказанного, на внутренний выпуск (доход), однако необходимо иметь в виду, что рост спроса на отечественную продукцию происходит здесь в основном за счет увеличения спроса на экспорт на фоне оттока капитала.