В них специфическим образом отображается взаимодействие власти и собственности ( 4).
Рис. 4. Налоговое бремя и налоговый потенциал
как результат взаимодействия власти и собственности
В процессе формирования и реализации налоговой политики налоговый потенциал и налоговое бремя постоянно соотносятся между собой. Их соотношение дает меру самой налоговой политике, а соответственно, и способ определения ее эффективности. Однако метод научной абстракции предполагает обособление сторон взаимодействия и их первоначальное раздельное рассмотрение.
Начало такому рассмотрению кладет анализ налогового потенциала.
Исходя из методологической субординации качественного и количественного анализа, налоговый потенциал необходимо прежде всего определить в качественном отношении, а потом уже обращаться к его количественной определенности. В качественном отношении налоговый потенциал представляет собой системное образование, которое сформировано следующими характеристиками:
В мировой практике налоговый потенциал (tax capacity) трактуется как способность базы налогообложения, находящейся в пределах компетенции властей определенной территории, приносить доходы в виде налоговых поступлений. Если занять позицию конечного получателя налоговых поступлений, то налоговый потенциал обернется потенциальным бюджетным доходом на душу населения, который может быть получен соответствующими органами власти за финансовый год при использовании единых для территории условий налогообложения.
В российской экономической литературе имеют место два подхода к оценке налогового потенциала территории. Налоговый потенциал в широком смысле определяется как совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через систему налогообложения. Это максимум налоговых поступлений, которые может при идеальных условиях обеспечить территория (в нашем случае регион субъект РФ).
Налоговый потенциал в узком смысле представляет собой финансовые ресурсы, которые через систему налогообложения и в соответствии с действующим законодательством должны поступить в бюджет [3].
Представляется, что оценка налогового потенциала должна учитывать еще и фактор налоговой политики неотъемлемый элемент структуры налоговых отношений. Различные способы осуществления налоговой политики приводят нас к существенно различным оценкам налогового потенциала. Например, введение единого налога на вмененный доход и соответствующая корректировка налоговой политики в адрес субъектов малого бизнеса привели к масштабной переоценке налогового потенциала одной и той же территории.
В итоге оценка налогового потенциала увеличилась в основном за счет перемещения значительной части субъектов «теневых» отношений в сферу легитимных отношений. На наш взгляд, под оценкой налогового потенциала территории следует понимать совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через действующую систему налогообложения в действующем правовом поле посредством реализации избранной для хозяйственного комплекса данной территории налоговой политики. Тем самым при оценке налогового потенциала следует ввести в рассмотрение четыре основных институциональных ограничения:
Налоговое бремя регионов субъектов РФ следует рассматривать под углом зрения налогового и бюджетного федерализма. Если исходить из того, что каждый регион субъект РФ относительно обособлен в рамках Федерации в политическом и экономическом плане и вступает с федеральным центром в определенные финансовые отношения, то в составе налогового бремени региона субъекта РФ целесообразно выделить две части:
Ясно, что указанные выше составные части налогового бремени противоположны. Чем выше доля внутренней составляющей, тем меньше доля федеральной составляющей налогового бремени региона субъекта РФ. Структура налогового бремени по своей природе является существенным фактором социально-экономического развития региона.
В процессе становления налоговой политики России доминировал фискальный подход к налоговому бремени и налоговому потенциалу. Такая тенденция была обусловлена перестройкой всей финансовой системы России, грузом унаследованных от советского прошлого социальных обязательств государства, а также разрывами, обозначившимися в бюджетной системе в условиях рыночной трансформации экономики. Утверждение основ налоговой политики РФ знаменует собой переход к эффективному управлению элементами налогового бремени в целях обеспечения устойчивого, динамичного и социально ориентированного развития национальной экономики страны.
Литература
1. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.
С. 154156.
2. Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция и
социальный склероз: Пер. с датского. Новосибирск: Экор, 1998. С. 1719.
3. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы. М.: Юристъ.
2003.