Финансовая академия и современный этап


Любая, самая мягкая разновидность протекционизма рассматривалась как абсолютно неприемлемая. Антимонопольная политика трактовалась столь упрощенно, что дробить на части предлагалось даже естественные монополии и т.п. По нашему глубокому убеждению, задача науки и образования состоит и в том, чтобы создать в стране такой морально-психологический климат, при котором был бы равно неприемлем и "славянофильский" и "западнический" экстремизм.
Вместе с тем движение по этому пути не должно привести к новой изоляции российского экономического образования. Бесперспективными являются попытки изобретения особой экономической теории, пригодной лишь для нашей страны и признаваемой только в ней. Российское экономическое образование должно строиться на базе апробированных достижений мировой науки.

Лишь синтез общих теоретических закономерностей с особенностями их проявления в России позволит экономическому образованию полноценно выполнить свойственную ему функцию воспитания профессионалов, способных эффективно решать проблемы экономики нашей страны не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

| Финансовая академия и современный этап
в подготовке экономистов-практиков Основной вектор перемен, как уже говорилось, заключается в отказе от догматического следования постулатам одной единственной школы экономической теории и в обогащении образования лучшими достижениями мировой экономической мысли. Этот безусловно позитивный процесс гарантирует современное отечественное экономическое образование от повторения прошлых ошибок и от научного сектантства.
Вместе с тем практика выявила и основную слабость сложившегося в последние годы подхода к экономическому образованию в стране. В учебных курсах акцент, как правило, делается на экономических закономерностях, типичных для стран с развитой рыночной экономикой, без должного учета специфики России. Недопустима такая система образования, при которой студент в деталях осваивает тонкости банковского дела или денежного обращения, скажем, в США и не имеет представления о том, что происходит в этих областях экономики в России.

Подобный крен грозит отрывом от реальности, опасен возможностью воспитания целого поколения экономистов, не понимающих страны, в которой живут.
В учебные курсы должны войти все те реальные явления, которые играют заметную роль в нашей современной экономике: финансово-промышленные группы, антикризисный менеджмент на предприятиях, экспорт природных ресурсов, а наряду с этим бартер, теневая экономика и т.п. Причем войти не в качестве "жареных фактов", как это часто подается непрофессиональной прессой, а в рамках общей системы теоретических знаний, объясняющих условия появления этих реалий в переходной экономике.
Именно поэтому профессорско-преподавательский состав Финансовой академии при Правительстве РФ считает магистральным направлением совершенствования преподавания экономических дисциплин создание учебников и учебных пособий, ориентированных не только на мировые достижения, но и на российскую действительность, а также приветствует соответствующий пересмотр действующих программ учебных курсов.
В этом направлении ведется в настоящее время работа на кафедрах "Экономическая теория", "Экономика", "Менеджмент", "Финансы", "Банковское дело”, "Экономический анализ и аудит", "Бухгалтерский учет", "Мировая экономика и международные валютно-кредитные отношения", ряде других кафедр. Большой вклад в выявление российской специфики, культурно-исторических, национальных и религиозных факторов вносят и кафедры гуманитарного блока "Социально-политические науки", "Социология", "Философия".
Подчеркнем, что в ходе экономических реформ профессии банковского служащего, бухгалтера, налоговика, финансиста, менеджера стали в российском обществе исключительно престижными и популярными. Молодежь потянулась в экономические вузы. В силу своего профиля и репутации Финансовая академия оказалась в самой гуще этого процесса, поэтому в нашем вузе особенно заметны его проявления.



Например, происходит необычный для нашей высшей школы процесс сближения социальных черт студента-вечерника и студента дневного отделения.
С одной стороны, идет ускоренная интеграция студентов дневного отделения в производственную (финансово-банковскую) деятельность еще до окончания вуза. В Финансовой академии нередки студенческие группы, где все (или почти все) учащиеся имеют постоянное место работы уже начиная с третьего-четвертого курса. С другой стороны, заметно явное омоложение студента-вечерника.

Сегодня это уже не прежний, умудренный жизненным опытом и имеющий производственный стаж человек, вынужденный совмещать учебу с работой и заботой о семье, а потому при всех бесспорных достоинствах нередко достаточно консервативный и скептически настроенный к любому знанию, не имеющему прикладного применения.
Преобладающий возраст современного вечерника в нашем вузе 20-25 лет. При этом многие из работающих заняты не по той специальности, которой обучаются. Однако по мере перехода с курса на курс практически все вечерники устраиваются на профильную работу. Чем выше курс обучения, тем реже вечерники заняты в малопрестижных и непривлекательных для них сферах.

К четвертому же и пятому курсу, как правило, наблюдается перемещение вверх по служебной лестнице. Иными словами, именно полученные в вузе знания создают трамплин, с помощью которого студенту удается получить избранное место работы.
Представляется, что конвергенция дневного и вечернего образования является отражением нового положения, которое начинает занимать в нашем обществе экономист-практик. Экономическое образование получают ныне не просто ради диплома, не ради "корочек", как это бывало прежде, а для непосредственного использования полученных знаний во всех сферах хозяйственной деятельности.
Об этом же свидетельствует постоянный рост доли наших выпускников, занятых на ответственных постах как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики. Без преувеличения можно сказать, что ныне экономист-практик одна из востребованных фигур в нашем обществе, и качество образования этого корпуса специалистов прямо сказывается на эффективности всей экономики.
Позволим себе в этой связи еще раз подчеркнуть, что одним из важных ориентиров образования является нацеленность на российскую действительность: отрыв теории от практики в новых условиях особенно недопустим. Ведь полученные студентом знания впрямую используются для решения проблем, ежедневно встающих перед ним на работе. И нетерпимо, если в вузе его будут обучать далекой от жизни теоретической премудрости, а на рабочем месте придется о ней забыть и без помощи опытных наставников самостоятельно осваивать нашу российскую специфику.
Практическая направленность экономического образования, однако, не должна исключать глубины специальных знаний. И это также подтверждается опытом современной российской экономики.
Как известно, в первые годы развития нового российского бизнеса в число его лидеров вышли люди самых разных профессий: физики, химики, врачи и т.д. Экономисты в этом списке далеко не преобладали. Соответственным образом подбирался и персонал новых компаний. При этом первоначально казалось, что отсутствие специального образования отнюдь не помеха для успешного ведения дел. Куда более важными считались такие качества, как деловая хватка, нужные связи, организаторские способности и др.

Однако затем выяснилось, что нестандартные ситуации при отсутствии экономического мышления и непонимании взаимосвязей хозяйственных процессов повергают непрофессионалов в полное замешательство.


В этом плане весьма показательно, что каждая кризисная ситуация (в том числе и события августа 1998 г.) все больше концентрирует спрос работодателей на выпускниках ведущих экономических вузов, где студенты получают глубокую, фундаментальную теоретическую подготовку и хорошие профессиональные навыки.
Важно помнить, что в России образование исторически всегда было насыщено общетеоретическим и гуманитарным знанием. Поэтому далеко не случайность, что и в прошлом, и ныне российская научная школа особенно сильна в тех областях, где речь идет о системных, междисциплинарных исследованиях, предполагающих гибкость и универсальность методологии. Продуктивность серьезного теоретического образования при подготовке экономистов практического профиля очевидна.
Именно огромные заделы в сфере образования позволяют надеяться на то, что очередной цикл модернизации российской экономики не ограничится «догоняющим» развитием, но приведет страну на траекторию опережающего роста.


Z



Содержание раздела