СОСТОЯНИЕ РЫНКА НТП НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
В том, что нужна рыночная экономика, сегодня наше общество
почти уверено. Проблема состоит в том, как идти к ней и какие
формы она должна принять. Естественно, что переход к полноцен-
ным рыночным отношениям затронет и отрасль науки, которой при-
дется также существенно изменится. Связи с рыночной экономикой
научной системе избежать никак не удастся. Если промышленное
производство вступает в отношения рыночного взаимодействия, то
сразу встают вопросы потребительских свойств товара и уровня
общественно необходимых затрат на его производство. Это, естес-
твенно, заставляет заниматься качеством продукции, ее себестои-
мости. И непременно приходится обращаться к стадиям, предшес-
твующим производству, исследованиям и разработкам, так как
именно там, в основном, закладывается как максимальный уровень
качества будущей продукции, так и минимальная для реально имею-
щихся на производстве условий, себестоимость. При этом значи-
тельная часть затрат на исследования и разработки неприменно
войдет в стоимость продукции, хотя и не полностью. Следова-
тельно, искуственно изолировать науку от рынка все равно не
удасться, и поэтому представляется разумным думать о ее рацио-
нальной организации, соответствующей жизни в условиях рынка.
_R1 - 3 -
СОСТОЯНИЕ РЫНКА НТП НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
Специфика научного рынка в реально сложившихся у нас усло-
виях определяется многими факторами. Среди основных из них мож-
но выделить следующие:
- слабую интеграцию с мировым рынком;
- недостаточную заинтересованность производственных организа-
ций во внедрении научных новшеств и изменении сложившихся
технологий;
- отсутствие механизма передачи результатов академической нау-
ки в отраслевую;
- высокую зависимость научных коллективов и ученых от бюрокра-
тических структур;
- практическое отсутствие государственной и иных видов поддер-
жки предпринимателей в науке;
- низкие темпы обновления основных фондов;
- низкий уровень ресурсного обеспечения исследований и разра-
боток;
- низкий, по мировым стандартам, уровень материального обеспе-
чения ученых и специалистов, занятых в сфере науки.*1
Это неполное перечисление факторов позволяет судить о
серьезных трудностях, имеющихся в сфере становления научного
рынка и весьма значительной его удаленности от представлений о
свободном рынке.
Но как же конкретно будет осуществляться переход к рыночным
отношениям в сфере науки в нашей стране? Чтобы ответить на этот
вопрос необходимо хотя бы приблизительно спрогнозировать про-
цессы, которые будут проходить в сфере инновационной дея-
тельности.
______________
*1 Рынок научной продукции, рынок научного труда.(Материалы
семинара, общество Знание. 1990 г., стр. 15
РЫНОК НТП.
ТЕНДНЕЦИИ РАЗВИТИЯ.
Переход к рынку порождает противоречивые тенденции в изоб-
ретательской и инновационной деятельности. Некоторые из них уже
очевидны, другие появятся в не столь уже отдаленном будущем,
когда от нынешнего состояния процесса удастся перейти к стаби-
лизации, а затем к оживлению. Очень важно предвидеть возможные
альтернативы грядущих изменений, чтобы своевременно к ним под-
готовиться, активно устранять или смягчать негативные тенденции
и ощутимо поддерживать прогрессивные. Рассмотрим как прогнози-
рует эти тенденции Ю.В.Яковец, доктор экономических наук из
Москвы, в своей статье "Рынок, изобретения и инновации" ( Воп-
росы изобретательства, 1991 г., N1):
1."Количество изобретений и инноваций в ближайшие годы рез-
ко сократится, затем стабилизируется и к середине 90-х годов
начнет расти, не достигая, однако, прежней величины. Причины
сокращения изобретений можно установить следующие. Переход к
рынку начинается с усиления дефицита и всевластия монополий,
разрыва сложившихся связей, падения производства, когда пред-
приятиям не до инноваций - удержаться бы на плаву. Лишь когда
фаза кризиса будет пройдена и после стабилизации начнется ожив-
ление, а затем и подьем - снова начнет расти спрос на изобрете-
ния, увеличатся масштабы инноваций. Однако и тогда не потребу-
ется такое количество изобретений и нововведений, поскольку
большинство из них - мелкие улучшения устаревших поколений тех-
ники."
2. "Изменится структура изобретений и нововведений по их
значимости. Сейчас особо тяжелая ситуация складывается для ба-
зисных инноваций, которые прежде субсидировались из средств
государственного бюджета и министерств: они требуют значи-
тельных вложений длительного срока и уверенности в сбыте новой
продукции. Всего этого в современных условиях нет. Закрываются
дороги и для неэффективных и малоэффективных инноваций, финан-
сируемых за счет собственных средств предприятий. Можно прогно-
зировать устойчивую тенденцию повышения доли изобретений и но-
вовведений (и затрат на их реализацию), связанных с созданием
новых товаров народного потребления (прежде всего бытовой ради-
оэлектроники, медицинской техники), экологически чистого продо-
вольствия, технически сложных услуг. Эту тенденцию следует учи-
тывать при определении социального заказа для изобретений.
Однако в дальнейшем потребность в изобретениях революцион-
ного типа в базисных инновациях возрастет, поскольку лишь на их
основе можно укрепиться на рынке в условиях усиливающейся кон-
куренции."
3."В стране будет активно формироваться рынок изобретений и
инноваций на базе интеллектуальной собственности. Кончилось
время, когда продукты научно-технической деятельности и их ис-
пользование были за рамками рыночных отношений. Любое изобрете-
ние объявлялось государственной собственностью и фактически
становилось ничьим,могло его применить, ограничивались чаще
всего чисто символическим поощрением новатора.
Но в настоящее время в сфере инноваций создается особый
рынок, где покупатель и продавец могут тщательно взвешивать
перспективность идеи, сравнивать затраты на приобретение патен-
та и его реализацию с возможным доходом и прибылью. Нововведе-
ния будут осуществляться, как правило, за собственный счет.
Правда на первых порах на рынке изобретений и нововведений,
деформированном, монополизированном, страдающей стороной оказы-
вается чаще всего изобретатель.
Однако меры по демонополизации экономики, усилению рыночной
конкуренции, утверждению категории дифференциального науч-
но-технического дохода (убытка), когда пользователь эффективно-
го новшества гарантированно получает сверхприбыль, а для отста-
ющего в технологическом прогрессе неотвратимы убытки и угроза
банкротства,- все это со временем приведет к улучшению положе-
ния изобретателя и предпринимателя - новатора, как субъекта
рыночных отношений. Однако при этом потребуется активная госу-
дарственная поддержка:
- в правовой защите изобретений, налоговых льготах при исполь-
зовании крупных разработок;
- в частичном централизованном финансировании базисных новов-
ведений;
- в оказании базисной помощи в определении цен на изобретения,
оформлении патентов."
4. "Активное включение в мировой патентный рынок, повышение
роли изобретений во внешнеэкономической деятельности и совмес-
тном предпринимательстве."
С развитием совместного предпринимательства, переходом к
общепринятым нормам патентного права, созданием патентных судов
положение изменится. Для повышения конкурентоспособности про-
дукции, обеспечения ее патентной чистоты предприниматели будут
стремиться операться на патентную защиту собственных и приобре-
тенных изделий, расширится международный обмен лицензиями.
Все большее число совместных предприятий будет ориентиро-
ваться на реализацию отечественных и зарубежных изобретений,
активно заниматься инновационной деятельностью для обеспечения
конкурентноспособности своей продукции на мировом рынке.
ПОНЯТИЕ "РЫНОК НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПРОДУКЦИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
"Рынок - понятие многомерное и как составную часть вклю-
чает в себя рынок научно-технической продукции (НТП). Объектами
последнего являются товары в виде научно-технической, проек-
тно-конструкторской и технико-технологической продукции и ин-
формационных услуг; субъектами - контрагенты рынка, дифференци-
рованные по объему своего производственного, научного, информа-
ционного и финансового потенциала, форме собственности. Данный
рынок имеет специфические черты, в частности, ограниченный ха-
рактер товарной формы достижений науки и техники." *2
Научно-техническая продукция, предлагаемая рынку, отличает-
ся от обычных товаров тем, что на данный момент она может иметь
потребительную стоимость, т.е. подлежать коммерциализации, а
может и не иметь (не быть товаром), но через некоторый период
времени способна проявить ее. Это касается прежде всего фунда-
ментальных исследований (эксперементальных или теоретических),
направленных на получение новых знаний без какой либо конкрет-
ной цели, связанной с их использованием. Превращение в товар
происходит тогда, когда определяется прикладное значение иссле-
Содержание раздела