дований. Рыночные отношения не распространяются на те НИОКР,
результаты которых не могут быть получены на коммерческой осно-
ве (принципиально новая техника). Товарность достижений науки и
техники не обнаруживается, если научные организации включены в
структуру предприятий, т.к. результаты являются промежуточной
продукцией. В зарубежных фирмах они реализуются во внутреннем обороте
_______________
*2 Бурмистрова Т.,Федотов А."Новая научно-техническая политика,
контуры формирования и реализации", Экономист, 1992 г., N2,
стр. 58
по трансфертным ценам, как и основная часть лицензий, поскольку
большинство соответствующих продаж осуществляется в рамках
транснациональных корпораций.
"Начиная с 1990 г. спрос на научно-техническую продукцию
падает. По ряду отраслей все предприятия избегают заключать
крупные (свыше 200 руб.) договоры, в 1991 г. объем хоздоговор-
ных тем уменьшился вдвое по сравнению с 1990 г., капитальные
вложения - вчетверо, а затраты на оборудование - в 5 раз. Пос-
леднее связано как с ростом заработной платы,так и увеличением
цен на оборудование. Это говорит о стремлении предприятий, про-
изводящих НТ продукцию, к самосохранению, а не к развитию."*3
В нашей стране рынок научно-технической продукции ограничен
монополией большинства НИИ и КБ в своей области и неразвитостью
конкуренции. Монополизм в научно-технической сфере ( в приклад-
ной области несколько меньше, чем в фундаментальной) является
производным от монополизма в целом по народному хозяйству (нап-
ример в машиностроении он составляет 80%).
Внешнеэкономические инновационные структуры также централи-
зованы посредством монополии соответствующих государственных, а
сейчас и негосударственных организационных систем и не позво-
ляют потребителю избежать применения отечественного контраген-
та-монополиста. Поэтому при формировании рынка инновационных
товаров антимонопольное регулирование должно включать создание
новых организационных структур (субъектов рынка и их взаимоот-
ношений).
Монопольный уровень цен на научно-техническую продукцию
может быть нейтрализован, например, при помощи инженеринговых
бирж, а также формированием гос. системы коммерческих посредни-
ков, компенсиру-
_________________
*3 Ионов М."Регулирование инвестиционной и инновационной деятель-
ности.", "Экономист", 1992 г., стр. 37
ющих производителям материально-технические и финансовые расхо-
ды на создание технологических инноваций, отраженные в стоимос-
ти на них. Источниками компенсации у названных посредников мо-
гут быть государственные фонды развития науки и техники, доходы
от лизинга инноваций потребителям, которые осуществляют посред-
ники, инновационные банки. Аналогичные источники матери-
ально-финансовых компенсаций возможны и у независимых коммер-
ческих посредников (включая различные общественные фонды и сою-
зы, например, научно-промышленный).
Одна из конечных целей антимонопольной политики - усиление
проявления интересов потребителей. Роль последних в создани и
распространении нововведений не менее важна, чем непосредствен-
ных производителей. ("В исследовании, проведенном сотрудниками
Массачусского технологического института (США), покозано, что
нововведения часто ведут от потребителей продукции, нуждающихся
в новых или улучшеных изделиях. В научном приборостроении на
потребителей приходится 77% нововведений, а в некоторых отрас-
лях по производству пластмасс - 90%. Во многих зарубежных ис-
следованиях отмечается, что соотношение нововведений, вызван-
нных новыми потребителями и новыми технологическими возможнос-
тями, составляет 3:1")*2
Специфика функционирования инновационной сферы находит от-
ражение и на рынке финансовых ресурсов и ценных бумаг. Это свя-
зано с тем, что из-за отсутствия скорого эффекта финансирование
из негосударственных источников не будет таким щедрым, как в
тех отраслях, где короткие сроки окупаемости и гарантирована
высокая норма прибыли. Следовательно, основным источником фи-
нансирования инновационной деятельности остается государствен-
ный бюджет. Но его постоянный дефицит и остаточный принцип фи-