Внешнеэкономические инновационные структуры
дований. Рыночные отношения не распространяются на те НИОКР,
результаты которых не могут быть получены на коммерческой осно-
ве (принципиально новая техника). Товарность достижений науки и
техники не обнаруживается, если научные организации включены в
структуру предприятий, т.к. результаты являются промежуточной
продукцией. В зарубежных фирмах они реализуются во внутреннем обороте
_______________
*2 Бурмистрова Т.,Федотов А."Новая научно-техническая политика,
контуры формирования и реализации", Экономист, 1992 г., N2,
стр. 58
по трансфертным ценам, как и основная часть лицензий, поскольку
большинство соответствующих продаж осуществляется в рамках
транснациональных корпораций.
"Начиная с 1990 г. спрос на научно-техническую продукцию
падает. По ряду отраслей все предприятия избегают заключать
крупные (свыше 200 руб.) договоры, в 1991 г. объем хоздоговор-
ных тем уменьшился вдвое по сравнению с 1990 г., капитальные
вложения - вчетверо, а затраты на оборудование - в 5 раз. Пос-
леднее связано как с ростом заработной платы,так и увеличением
цен на оборудование. Это говорит о стремлении предприятий, про-
изводящих НТ продукцию, к самосохранению, а не к развитию."*3
В нашей стране рынок научно-технической продукции ограничен
монополией большинства НИИ и КБ в своей области и неразвитостью
конкуренции. Монополизм в научно-технической сфере ( в приклад-
ной области несколько меньше, чем в фундаментальной) является
производным от монополизма в целом по народному хозяйству (нап-
ример в машиностроении он составляет 80%).
Внешнеэкономические инновационные структуры также централи-
зованы посредством монополии соответствующих государственных, а
сейчас и негосударственных организационных систем и не позво-
ляют потребителю избежать применения отечественного контраген-
та-монополиста. Поэтому при формировании рынка инновационных
товаров антимонопольное регулирование должно включать создание
новых организационных структур (субъектов рынка и их взаимоот-
ношений).
Монопольный уровень цен на научно-техническую продукцию
может быть нейтрализован, например, при помощи инженеринговых
бирж, а также формированием гос. системы коммерческих посредни-
ков, компенсиру-
_________________
*3 Ионов М."Регулирование инвестиционной и инновационной деятель-
ности.", "Экономист", 1992 г., стр. 37
ющих производителям материально-технические и финансовые расхо-
ды на создание технологических инноваций, отраженные в стоимос-
ти на них. Источниками компенсации у названных посредников мо-
гут быть государственные фонды развития науки и техники, доходы
от лизинга инноваций потребителям, которые осуществляют посред-
ники, инновационные банки. Аналогичные источники матери-
ально-финансовых компенсаций возможны и у независимых коммер-
ческих посредников (включая различные общественные фонды и сою-
зы, например, научно-промышленный).
Одна из конечных целей антимонопольной политики - усиление
проявления интересов потребителей. Роль последних в создани и
распространении нововведений не менее важна, чем непосредствен-
ных производителей. ("В исследовании, проведенном сотрудниками
Массачусского технологического института (США), покозано, что
нововведения часто ведут от потребителей продукции, нуждающихся
в новых или улучшеных изделиях. В научном приборостроении на
потребителей приходится 77% нововведений, а в некоторых отрас-
лях по производству пластмасс - 90%. Во многих зарубежных ис-
следованиях отмечается, что соотношение нововведений, вызван-
нных новыми потребителями и новыми технологическими возможнос-
тями, составляет 3:1")*2
Специфика функционирования инновационной сферы находит от-
ражение и на рынке финансовых ресурсов и ценных бумаг. Это свя-
зано с тем, что из-за отсутствия скорого эффекта финансирование
из негосударственных источников не будет таким щедрым, как в
тех отраслях, где короткие сроки окупаемости и гарантирована
высокая норма прибыли. Следовательно, основным источником фи-
нансирования инновационной деятельности остается государствен-
ный бюджет. Но его постоянный дефицит и остаточный принцип фи-
нансирования оставляют мало надежд на увеличение ассигнований
на науку, хотя развитие последней должно стать приоритетным
направлением вывода экономики из кризиса. Приходиться надеяться
на спонсоров и коммерческие банки, имеющие возможность риско-
вать и все прочнее занимающие свое место в экономической жизни
общества.
Из сказанного следует, что рынок финансовых ресурсов, в
котором будет участвовать инновационная сфера деятельности,
имеет свою специфику, обусловленную приоритетностью стоящих
задач и путей их реализации. Это означает, что ее участие будет
носить весьма ограниченный характер по сравнению, например, с
рынком средств производства и предметов потребления.
Рынок финансовых средств пока находится в начальной стадии
формирования. Несмотря на значительную сеть коммерческих, в том
числе инновационных банков, кредитование НИОКР, в особенности
перспективных, носит ограниченный характер. Из-за экономической
неопределенности банки предпочитают выдавать краткосрочные кре-
диты и под высокий процент, что для науки неприемлемо. Так
"Инкомбанк при обороте средств в 13 млрд. руб. на финансирова-
ние долгосрочных перспективных инновационных проектов выделил
только 9,3 млн. руб." *2 Создание инкофонда при бывшем ГКНТ
было попыткой компенсировать нежелание коммерческих банков кре-
дитовать научные исследования.
_________________
*2 Бурмистрова Т., Федотов А.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЕМ НТП
В УСЛОВИЯХ РЫНКА
На современном этапе развития народного хозяйства цивили-
зованный рынок необходимо рассматривать как средство повышения
эффективности общественного производства. Важнейшем компонентом
рыночных отношений является научно-техническая продукция. Эта
продукция, созданная на базе использования последних достижений
развития науки и техники, позволяет полнее удовлетворять пот-
ребности человека, снизить общественно необходимые затраты на
производство изделий, обеспечить развитие существующих и пер-
спективных сфер рынка. Малейшая недооценка развития науки и
техники в условиях рынка приводит к ослаблению позиций в конку-
рентной борьбе и в конечном счете к банкротству в хозяйствен-
но-производственной деятельности.
"В условиях рынка к неизменно актуальным вопросам управле-
ния научно-конструкторскими организациями относятся: - выявле-
ние потребностей сегодняшнего рынка; - оценка уровня технологи-
ческого развития и научно-технических дос-
тижений, их влияние на состояние существующего рынка, на создание
новых рынков и возникновение новых потребностей; - возможное
изменение требований рынка к научно-технической продук-
ции в будущем." *1
Как известно, современный рынок существенно отличается от
рынка свободной конкуренции на котором выступали раздробленные
и незнающие ничего друг о друге агенты рынка. В эпоху развития
научно-технического прогресса общественные связи между произво-
дством и потребителями делаются устойчивее, становится возмож-
ным выявить вероятный спрос и предложения рынка, осуществить
приблизительную оценку размеров рынка. Глубина и достоверность
данных, характеризующих требования и предложения рынка науч-
но-технической продукции в существенной мере определяются сос-
тоянием анализа научно-технической информации, соответствующих
экономико-статистических материалов.
В управлении разработками научно-технической продукции в
условиях рынка крайне важно также полнее учитывать закономер-
ности инновационного процесса. "Как известно, по характеру ры-
ночных целей различаются такие инновационные процессы:
а) ориентированные на снижение общественно необходимых затрат
при производстве изделий и получении прибыли;
б) предусматривающие модернизацию выпускаемой продукции;
в) создание принципиально новой продукции." *1
При выборе направлений НИР и ОКР,предусматривающих созда-
ние новых продуктов и модернизацию существующих изделий, важно
учитывать закономерности кривой жизненного цикла изделий, в
соответствии с которой экономическая эффективность совершен-
ствования технических параметров изделий, в зависимости от ста-
дий, разная. Это обусловлено тем, что каждое научно-техническое
решение в своем развитии имеет предел.
Необходим учет особенностей научно-технического продукта.
Например, большой период цикла "НИР-ОКР-внедрение". Поэтому в
ходе планирования разработок на перспективу возникает задача
выявить будущего заказчика научно-технического продукта, форми-
рование возможных требований к продукту, определение опти-
мального времени на разработку и освоение научно-технического
товара.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ *7
Ключ к выходу из экономического кризиса лежит в освоении
основанного на крупных изобретениях базисных инноваций обеспе-
Содержание раздела