В чем они состоят? Прежде всего, изначально в Узбекистане отказались от идеи чековой приватизации. При чековой приватизации объективно нельзя определить реальный вклад каждого жителя Республики в созданный производственный потенциал, который формировался трудом не одного поколения.
Во первых, безвозмездное распределение чеков с последующим приобретением на них акций предприятий не создает армию собственников, а напротив, обесценивает наше богатство. Фактически бесплатно доставшееся имущество или часть его не будет по настоящему беречься, не будет реальной заинтересованности в его эффективном использовании. Во вторых, для того, чтобы эффективно функционировал чековый рынок, необходимо обладать культурой обращения с ценными бумагами.
Отсутствие у большей части населения навыков обращения с ценными бумагами, четкого представления, в какие сферы, предприятия их выгодно вкладывать, а также тот факт, что значительная часть населения связана с сельским хозяйством, с введением чековой приватизации неминуемо привели бы к обострению социальной ситуации.
Другая отличительная особенность приватизации в Узбекистане - это обеспечение программного подхода и поэтапного осуществления. В законе о разгосударствлении и приватизации однозначно определено, что вся работа по преобразованию форм собственности строится поэтапно и что государственное имущество может быть преобразовано в другую форму собственности только путем продажи новому собственнику.
Всей этой работе придан последовательный, системный характер. Приняты и реализуются государственные программы приватизации.
Социальная защита населения обеспечивается предоставлением каждому гражданину системы льгот с четкой адресной ориентацией. С учетом реальных обстоятельств решение проблемы приватизации сочетается с демонополизацией крупных производственных и управленческих структур.
Для нормативно-правового обеспечения приватизации был разработан пакет законов и документов, определяющих формы собственности, порядок разгосударствления и приватизации, их основные принципы, объекты, формы, условия и методы осуществления, порядок выкупа и т.д. По принципу "от простого к сложному" правительством Республики Узбекистан были определены этапы приватизации в республике.
Первый (1992-1993 гг.) - малая приватизация, в орбиту которой вошли торговля, сфера бытового обслуживания и мелкая, местная промышленность.
Второй (1994-1995 гг.) - массовая приватизация, охватившая предприятия легкой, пищевой, фармацевтической промышленности, заготовительной сети, строительства, транспорта, связи, а также объекты базовых отраслей индустрии. Таким образом, в республике динамично происходит расширение влияния негосударственного сектора экономики. По итогам 1995 г. на его долю приходилось 67% национального дохода.
Негосударственный сектор экономики в ряде отраслей доминирует: так, в сельском хозяйстве его доля составляет 97%, в товарообороте - 91%, в проведении подрядных работ - 62%. Быстрыми темпами растет число частных фирм.
С 1996 начался третий этап приватизации, который является завершающим. Олий Мажлисом и Кабинетом Министров Республики Узбекистан определен поименный перечень объектов, не подлежащих приватизации. Все остальные предприятия и объекты, не вошедшие в этот перечень, подлежат приватизации.
Приватизация как политико-экономический вопрос рассматривается с точки зрения трех аспектов: эффективность, распределение и стабильность.
Эффективность. Как должно осуществляться право собственности, чтобы наиболее эффективно использовалось уже имеющееся движимое и недвижимое имущество в течение короткого срока (часто называется "статическая" эффективность)? Аналогичный вопрос касается эффективности инвестиций в новые производственные мощности и недвижимость, т.е. долгосрочной эффективности (часто называется "динамической" эффективностью).
Распределение. Как альтернативные методы приватизации влияют на распределение доходов и богатства? Здесь также существует более короткая (распределение дохода) и более длительная перспектива (распределение аккумулированного дохода, т.е. богатства).
При приватизации убыточных предприятий Н.Ридли рекомендует списать долг и заинтересовать собственников, чтобы сделать предприятие рентабельным. Нельзя считать, по его мнению, что приватизация может привести к тому, что собственность госсектора сосредоточится в руках только богачей, ибо существуют и бесплатные, и на льготных условиях формы приватизации.
Приватизация - длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе - 10-15 лет. Правительство России волевым способом наметило приватизировать только в 1992 г. 50-60% государственных предприятии.
По данным Госкомимущества Российской Федерации в январе 1992 г. было подано 1430 заявок на приватизацию, а в марте уже 11 тыс.
При проведении приватизации нужна очень большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Начинать приватизацию целесообразно с продовольственных структур, торговли и сферы услуг. Чтобы собственность не досталась мафии, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.
Схема 9.