На самом деле благосостояние все равно снижается.
Во-первых, при любой системе компенсации дополнительные выплаты все равно отстают от темпов роста цен. Существуют простые обстоятельства технического порядка, не позволяющие доходам расти так же быстро, как и ценам. Чем больше запаздывание, тем ощутимее воздействие инфляции на текущее потребление.
Во-вторых, предугадать будущее повышение цен, особенно когда в экономике идет неуправляемая инфляция, крайне сложно. Поскольку правительства, озабоченные бюджетными проблемами и старающиеся сэкономить на любых статьях расходов, обычно склонны недооценивать степень инфляционной опасности, постольку противоинфляционная компенсация редко бывает достаточной. Естественно, в таком случае падения уровня жизни не избежать.
В-третьих, как было сказано выше, подобная компенсация в принципе не может быть полной. В обстановке инфляции издержек государству не остается ничего иного, кроме компромиссных решений, когда противоинфляционные доплаты не полностью покрывают потери от роста цен. Понятно, что при любом таком компромиссе происходит уменьшение реальных доходов.
От инфляции сильно страдает и производство. По мере нарастания подавленной инфляции у предпринимателей и у самих рабочих пропадают стимулы к труду. Во-первых, цены диктуют не рыночные механизмы, а директивы, указывающие, какой размер прибыли должен иметь предприниматель, что, естественно, не стимулирует развитие производства и предложения. Во-вторых, подавленная инфляция приводит к нормированию и натуральному распределению.
Поскольку увязать нормы с эффективностью труда невозможно, практикуются различные схемы уравнительного распределения, а следовательно, исчезает экономический интерес.
Не менее разрушительно влияет на производство и открытая инфляция. Инфляция прежде всего деформирует рыночный механизм, в частности, его центральное звено - систему свободных цен. Чем сильнее инфляция, тем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше они отражают реальные потребности, их динамику.
Это значит, что в инфляционной экономике цены перестают давать верные сигналы капиталовложениям, дезориентируют их.
Как было сказано выше, в условиях открытой инфляции цены обычно растут быстрее доходов. Таким образом, для предпринимателя, покупающего и рабочую силу, и материальные ресурсы, издержки, связанные с заработной платой, увеличиваются медленнее затрат на приобретение средств производства. Поэтому зачастую ему выгоднее держать в производстве устаревшее и сравнительно дешевое оборудование, чем заменять его новым и все более дорогим. В условиях открытой инфляции становится совершенно невыгодным производство с длительным сроком окупаемости. Это связано с тем, что при длительном производственном цикле прибыль от проданной продукции почти полностью уходит на закупку вздорожавшего сырья; конечно, закупив подорожавшее сырье, предприниматель повысит цену на свою продукцию, но инфляция снова "съест" большую часть прибыли.
В такой ситуации трудно спланировать цену продукции, особенно когда темпы инфляции неконтролируемы. К этому добавляется еще и эффект инфляционного налогообложения.
И наконец, пожалуй, самый главный вред инфляции заключается в том, что неуправляемая инфляция делает плохо управляемым все народное хозяйство.
Организуя регулирование рыночной экономики, государство, как мы знаем, полагается в основном на косвенные методы (налоги, субсидии, процент за кредит Центрального банка и другие). Объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности предприятия, потребителя, банка - доход, прибыль, сбережения и т. п. Понятно, что такое управление может принести желаемые результаты только в том случае, когда денежная система достаточно устойчива. Дестабилизируя ее, инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным само их применение, подталкивает государство к использованию других, административных способов воздействия.
Иными словами, инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства. Что же касается гиперинфляции, то она порой не оставляет государству никакой альтернативы, кроме ориентации на командное управление.
Нельзя полностью учесть абсолютно все факторы, влияющие на данный экономический процесс. Сказанное в полной мере можно отнести и к проблеме антиинфляционной политики. Не существует какого-то точного алгоритма действий по ликвидации инфляции, в каждой конкретной ситуации нужен какой-то свой набор мер.
Следует заметить, что полностью искоренить инфляцию практически невозможно, можно лишь удерживать ее темпы в каких-то приемлемых пределах. Ведь чтобы победить инфляцию, понадобилось бы устранить все причины инфляции, целиком разрушить ее механизмы. Трудно, однако, вообразить экономику, в которой всегда поддерживается равновесие бюджета, отсутствуют любые структурные аномалии производства, включая те, что связаны с деятельностью военно-промышленного комплекса, не остается места монополиям. Избавление от инфляции потребовало бы полного прекращения краткосрочного регулирования экономики, в частности, отказа от использования инструментов денежной политики в целях воздействия на процентные ставки, курс акций, инвестиции и производство, без которого, подчеркнем, не обходится сейчас ни одно рыночное хозяйство.
И в США, и в Англии, и в других странах продолжают проводить краткосрочную денежную политику, а значит, остаются все инфляционные эффекты.
В современной экономической науке существует два основных направления антиинфляционой политики: дефляционная политика (или "регулирование спроса") и "политика доходов". Дефляционная политика бывает обычно эффективной при инфляции спроса, а "политика доходов" - при инфляции издержек.
Дефляционная политика охватывает методы по ограничению денежного спроса через кредитно-денежный и налоговый механизмы (снижение определенных статей государственных расходов, повышение процента за кредит).