Типы финансово-кредитной политики


Залогом в таком случае могут выступать золото, иностранная валюта и валютные ценности, государственные долговые обязательства, депозитные сертификаты Центрального банка, коммерческие векселя, оплата которых гарантирована банками. Коммерческие банки обычно прибегают к кредитам рефинансирования, когда они испытывают кратковременные трудности с ликвидными финансовыми средствами.
Политика рефинансирования прямо не воздействует на способность банков привлекать средства из других источников и предоставлять кредиты хозяйствующим субъектам. Однако она является важным ориентиром для установления других рыночных ставок и ее изменение обязательно повлечет за собой изменение других процентных ставок на финансовых рынках. Центральный банк может эффективно регулировать степень ликвидности коммерческих банков через установление приемлемого уровня ставки рефинансирования.
Другим наиболее распространенным в странах с рыночной экономикой косвенным инструментом денежно-кредитной политики, регулирующим объем денежной массы, являются операции на открытом рынке.
Обладая рядом преимуществ, на сегодняшний день в промышленно развитых странах операции на открытом рынке по частоте и объему использования являются основным инструментом монетарной политики.
Центральный банк, таким образом, обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для достижения поставленных перед ним целей в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Типы финансово-кредитной политики. Различают два типа: ограничительная или так называемая рестрикционная политика (1) и экспансионистская политика (2).
Выбор методов проведения денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики во многом обусловливается характером текущей ситуации в экономике и целями, которые ставят Правительство и Центральный банк. Для того, чтобы увеличить предложение денег и расходы в экономике, Пра- вительство и Центральный банк направляют свою деятельность на:
- расширение Минфином бюджетных расходов и финансирование их путем соответствующего расширения первичной эмиссии ценных бумаг;
- расширение покупки Центральным банком на вторичном рынке государственных ценных бумаг, а также векселей, бумаг банков и предприятий;
- понижение Центральным банком нормы резервных требований коммерческих банков, что автоматически переводит необходимые резервы в избыточные и увеличивает кредитные возможности коммерческих банков;
- уменьшение процентной ставки Центрального банка с тем, чтобы побудить коммерческие банки к заимствованию относительно дешевых кредитных ресурсов у Центрального банка.
Такой набор политических решений, принимаемых Правительством и Центральным банком, называется экспансионистской политикой, или политикой дешевых денег. Задача проведения экспансионистской политики
- сделать кредит дешевым и доступным, с тем чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
Напротив, в условиях нарастания инфляции и диспропорций в экономике Правительство и Центральный банк стремятся предотвратить конъюнктуры при помощи ограничения денежной массы, т. е. проводят так называемую политику дорогих денег. При этом Правительством и Центральным банком предпринимаются следующие меры:
- сокращаются бюджетные расходы, принимаются меры по повышению налоговых поступлений путем повышения ставок прямых и косвенных налогов;
- расширяются операции Центрального банка на открытом рынке по продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам и населению для того, чтобы сократить денежную массу путем урезания резервов коммерческих банков;
- увеличивается норма резервирования с целью перевода части свободных активов коммерческих банков в неликвидные резервы, хранящиеся в Центральном банке;
- поднимается процентная ставка Центрального банка с целью снижения масштабов заимствования коммерческими банками более дорогих ресурсов у Центрального банка.
Политика дорогих денег, или рестрикционный тип денежно-кредитного регулирования, направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков. Рестрикционный тип финансово- кредитной политики может быть использован как в целях борьбы с инфляцией, так и направлен на сглаживание циклических колебаний деловой активности.


Как мы видим, в зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа финансово-кредитной политики, для каждого из которых характерны свой набор инструментов и определенное сочетание административных и экономических методов регулирования. Налогово- бюджетная и денежно-кредитная политика как рестрикционного, так и экспансионистского типа могут иметь тотальный либо селективный характер. При тотальной финансово-кредитной политике мероприятия Правительства и Центрального банка распространяются на все предприятия и коммерческие банки, при селективной - на отдельные предприятия и кредитные институты либо на их группы или же на определенные виды деятельности предприятий и банков.
Выбор типа проводимого финансово-кредитного регулирования и соответственно набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае, исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры.




3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В УЗБЕКИСТАНЕ
1994 год - один из самых ответственных периодов в становлении экономических отношений в Узбекистане - подвел итог первому этапу процесса реформ и заложил необходимые основы для дальнейшего углубления рыночных преобразований.
Мероприятия по системным преобразованиям экономики республики осуществлялись в ее производственном и финансовом секторах. При этом ставилась задача создания правовой базы рыночных отношений, проведения инструментальных преобразований командно-административной системы управления и государственного сектора экономики, либерализации экономических отношений и внешнеэкономической деятельности, макроэкономической стабилизации с учетом особенностей переходного периода.
Финансовая политика государственных органов была ориентирована на поддержание и развитие базовых и других приоритетных отраслей народного хозяйства: значительные объемы государственных инвестиций направлялись на укрепление и развитие топливно-энергетического комплекса, золотодобычу, перерабатывающую промышленность, жилищное строительство, расширение экспорта, мелиорацию земель. Такая политика исходила из необходимости структурной перестройки этих важнейших отраслей на первом этапе реформ.
Учитывая необходимость продолжения финансирования структурной перестройки экономики, осуществления социальных программ и поддержки малообеспеченных слоев населения, налоговая политика республики по- прежнему была ориентирована на расширение налогооблагаемой базы и сохранение достаточно высоких ставок налогообложения. Так, был введен налог на доходы для сельскохозяйственных предприятий.
Однако при этом реформирование системы налогообложения было направлено на снижение налогового бремени на юридических лиц, усиление стимулирующего воздействия налогов на:
- наращивание объемов производства и реализации продукции, расширение предпринимательской и инвестиционной активности;
- совершенствование структуры доходов за счет повышения доли налогов на природные ресурсы, имущество и налогов с физических лиц;
- максимальное упрощение механизма налогообложения и обеспечение стабильности налоговой системы.
Реализация этих направлений выразилась в отмене некоторых видов налогов, в частности, налога на сырьевые ресурсы и продукцию, вывозимую за пределы республики, платежи в бюджет в размере 20% от амортизационных отчислений, налога на фонд оплаты труда колхозников. Одновременно с этим вместо налога на доходы предприятий введен налог на прибыль, предусматривающий ряд льгот, снижена ставка НДС, введены акцизы на новые виды товаров и продукции. С января 1995 г. введен земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения, за использование недр.
Снижение дефицита бюджета во многом обеспечено за счет повышения роли наиболее стабильных в условиях переходной экономики источников дохода - косвенных налогов. В структуре доходов госбюджета доля косвенных налогов выросла: в 1996 г. более 50% всех доходов было собрано в виде акцизов, НДС и таможенных пошлин.
В современной эволюции различных видов налогов можно выделить следующие тенденции:
_ на начало 1996 г. наметилось некоторое смягчение налога на добавленную стоимость, в основном за счет снижения ставки и расширения льгот предприятиям некоторых отраслей (сельское хозяйство и экспортируемая химическая продукция). В то же время за период существования налога на добавленную стоимость были перекрыты каналы ухода от него. В результате налог на добавленную стоимость стал наиболее успешно собираемым налогом;
- эволюция налога на прибыль и подоходного налога идет по двум направлениям. Во-первых, уменьшается налоговое давление на предприятия и увеличивается - на потребление. Во-вторых, за счет использования различных видов налоговых льгот осуществляется стимулирующее воз- действие налогов;



Содержание раздела