Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе нет необходимости внесения крупных изменений в эту пропорцию. И в условиях отхода от жестких административных методов управления государство несет весомый груз расходов по обороне, поддержке отдельных отраслей народного хозяйства, науки и техники, решению социальных, экологических и других проблем. Без соответствующей финансовой основы решение этих вопросов было бы невозможно.
Для гармонизации меж бюджетных отношений немаловажное значение имеет стабильность налоговой системы. Так, для России крупным прогрессивным шагом является установление стабильных на 1986-1988 г. нормативов зачисления в бюджеты субъектов Федерации поступлений от следующих федеральных налогов: налога на прибыль (доходы) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством; 50% от акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия, производимые на территории РФ; 100% доходов от акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть, газ, бензин, автомобили; 25% доходов от налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ; 90% отчислений от подоходного налога с физических лиц; платежей за пользование природными ресурсами (по нормативам, установленным законодательством РФ); отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лицензионного сбора на право оптовой продажи алкогольной продукции; транспортного налога й прочих сборов. Это, несомненно, вносит стабильность во взаимоотношения центра с регионами, позволяет повысить достоверность текущего и перспективного планирования доходов и расходов.
Требует дальнейшего совершенствования механизм выделенных трансфертов и субвенций. Только очистив его от элементов субъективизма, можно достичь гармонизации в межбюджетных отношениях. При решении вопроса о выделении трансфертов необходимо учитывать в расчетах основные социально-экономические и природно-географические особенности регионов по единой методике. В условиях чрезмерно высокого разброса показателей, учитываемых в расчетах по выравниванию регионов, реально можно рассматривать их по отдельным группам.
Следовательно, понадобится группировка территорий с учетом социально-экономических и природно-географических факторов. Решение о выделении субвенции субъектам Федерации можно принимать в случаях, когда независимыми экспертами признано целесообразным реализовать программы, результаты которых имеют либо федеральное значение, либо являются важными для группы регионов.
В целях гармонизации межбюджетных отношений необходимо продолжить работу по совершенствованию финансовых потоков не только между центром и регионами, но также и между субъектами Федерации и местными территориями. Немаловажное значение имеет и обоснование равных экономических требований к регионам по уровню налоговой ответственности перед федеральным бюджетом. Только при этих условиях можно достичь оптимизации межбюджетных отношений, создать объективные условия для ускорения экономического роста, обеспечения социальной и политической стабильности.
Функции налогов тесно взаимосвязаны. При принятии конкретных решений по введению или отмене налогов следует тщательно анализировать и прогнозировать последствия. Для того, чтобы налоги в наибольшей мере способствовали наполнению бюджетов разных уровней, не подрывали процессов воспроизводства, не приводили к социальной напряженности, требуется выработка соответствующей налоговой политики.
Отдельные экономисты отождествляют налоговую и фискальную политики. Во многих теоретических работах зарубежных и отечественных авторов речь идет именно о фискальной политике. Например, Самуэльсон отмечал, что "фискальная политика сама по себе не является панацеей, но она представляет собой важную часть любой экономической программы".
Под позитивной экономической политикой он понимал процесс установления государственного налогообложения и государственных расходов с таким расчетом, чтобы они, во-первых, помогали гасить колебания экономического цикла и, во-вторых, способствовали поддержанию развивающейся экономики высокой занятости, свободной от чрезмерной инфляции или дефляции.
Обычно, говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.
Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Сложившийся в России большой дефицит государственного бюджета превышает разумные пределы и приводит к финансовой расбалансированности народного хозяйства. Поэтому весьма актуальным является вопрос о повышении эффективности государственных расходов, придании им регулирующей роли в обеспечении стабильности социально-экономического развития, формировании нового качества экономического роста.
Следует подчеркнуть, что любое государство, независимо от его политического строя, проводит ту или иную фискальную политику, поскольку для своего существования и функционирования оно нуждается в финансовых ресурсах, которые получает за счет налогов. Но главная задача фискальной политики - не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему. Еще Дж. М. Кларк отмечал, что при недостатке частных расходов для поддержания совокупного спроса необходимо увеличение государственных расходов.
Потребительские расходы населения, расходы предприятий по инвестициям производятся отдельными субъектами и не всегда взаимосочетаются между собой. Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении.
Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. В связи с этим известный западный экономист Дж.
Гэлбрейт отмечал, что налоговая система стала превращаться из инструмента повышения государственных доходов в инструмент регулирования спроса, который, по его мнению, является органической потребностью индустриальной системы.
Фискальная политика является довольно сильным инструментом в борьбе с негативными явлениями циклического характера развития экономики. По сути дела главная задача фискальной политики - сгладить недостатки рыночной стихии путем сознательного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение на рынке. Но надо учитывать, что ни один инструмент в экономике не является на 100% идеальным.
Фискально государство воздействует на увеличение или уменьшение национального производства путем варьирования налоговых ставок и осуществления государственных расходов. Теоретическим обоснованием этих действий стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера). Графически кривая Лаффера выглядит следующим образом фис.
77).
77. Кривая Лаффера
Отсюда вытекает следующий вывод: рост процентной ставки только до определенного значения (r=r0) ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обусловливает, напротив, их уменьшение. Так, R0R1, R0R2.
Общие свойства кривой Лаффера могут быть охарактеризованы следующим образом: поскольку при ослаблении налогового пресса одни субъекты производства начинают работать более интенсивно, максимизируя свой доход, а другие достигают желаемой величины последнего с меньшими усилиями, рассматриваемая кривая является пологой и относительно слабо реагирует на незначительные изменения налоговых ставок. Кроме того, реакция экономических субъектов на динамику этих ставок проявляется не мгновенно, а через какой-то временной интервал.