В процессе воспроизводства, благодаря его целенаправленности, всегда создается определенная вещь (продукт). В то же время для производства отдельного продукта затрачивается определенное количество труда. Поэтому результат трудовой деятельности (продукт) всегда можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, каждый продукт обладает способностью удовлетворять определенную человеческую потребность. В связи с тем, что потребности отличаются громадным разнообразием и общественное воспроизводство должно удовлетворять их, все произведенные продукты делятся на две большие группы.
Если продукт удовлетворяет личные потребности человека - это предмет потребления, если он удовлетворяет производственную потребность - это средство производства. Соответственно все общественное производство делится на два подразделения: первое выпускает средства производства, второе - предметы потребления. Такое деление обусловлено тем, что средства производства и предметы потребления выполняют существенно различные функции в процессе воспроизводства.
Если первые служат для воспроизводства преимущественно вещественных, материальных элементов производительных сил, то вторые - для воспроизводства личного фактора производства. Проблема соотношения между I и II подразделениями общественного производства имеет огромное значение для развития экономики. Так, вульгарно, упрощенно трактуемая в бывшем СССР догма о преимущественном росте производства средств производства имела своим следствием постепенное снижение жизненного уровня и сужение объективных уровней развития общественного воспроизводства. Закономерность преимущественного роста I подразделения общественного производства действует в условиях не количественного накопления средств производства, а непрерывного их совершенствования, поскольку является движущей силой НТП и фактором постоянного роста производительности собственного труда.
Что касается бывшего Союза, то после войны здесь наращивание объемов производства в I подразделении стало носить самодовлеющий характер, т.е. производство ради производства. Это было усилено следующими специфическими условиями:
1 Первое подразделение должно было обеспечить приоритетное развитие ВПК и космических разработок, необходимое для этого сырье, материалы, энергию, станки, оборудование.
2. С конца 60-х годов началось широкое масштабное освоение западносибирских месторождений нефти и газа. Это вызвало резкое увеличение инвестиций в топливно-энергетический комплекс.
3. Расширение объема производства в I подразделении происходило практически на неизменной технической основе при сохранении старого технологического способа производства.
В итоге технические характеристики конечной продукции I подразделения (продукции машиностроения) менялись медленно, а недостаточное выделение инвестиций для II подразделения приводило в отдельные периоды не только к моральному, но и резкому физическому старению производственного аппарата.
Для процесса инвестирования народного хозяйства в эти годы были характерны высокая доля капитальных вложений в I подразделение и постепенное уменьшение доли капиталовложений во II подразделение, здравоохранение, культуру и другие сферы жизнеобеспечения.
В развитых западных странах в послевоенный период происходит резкий сдвиг в инвестиционной сфере в пользу потребительского комплекса и всей социальной инфраструктуры. Это стало возможным благодаря ускорению НТП, позволившему на основе ресурсосбережения сократить общественные затраты на производство сырья и энергии и в результате комплексной механизации и автоматизации высвободить трудовые ресурсы из сферы материального производства и направить их на цели обслуживания человека. В итоге во второй половине XX в. наблюдается повышение жизненного Уровня населения практически во всех развитых странах.
НТР обусловила быстрое развитие сферы обслуживания, которая не создает самостоятельного материального продукта, но выполняет важные общественные функции (этой сфере относятся производственная и социальная инфраструктуры.
Для современного воспроизводства существенную роль играет также сфера военной техники. Кроме того, в некоторых странах (с монополизацией - например, нефть) выделяют и нулевое подразделение - добычу нефти.
К первому относят промышленность, сельское хозяйство, строительство и производство различных материальных услуг на транспорте, в торговле, коммунальном хозяйстве, сфере услуг и пр., ко второму - создание духовных ценностей и нематериальные услуги.
В современных условиях от этого деления отказались практически все государства, оно сохранилось лишь в нескольких странах, в том числе и в России. Сейчас производительным признается не только труд по созданию материальных ценностей, но любой труд, создающий блага для потребления, независимо от того, в какой сфере это происходит - в материальной или духовной, в сфере производства товаров или услуг.
Таким образом, современное общественное производство охватывает не только материальное производство (I и II подразделения), но также нематериальную сферу - производство нематериальных услуг и благ, что составляет в совокупности своих отраслей III подразделение, и, наконец, сферу военной экономики, которую целесообразно выделить в IV сферу. Такая структура общественного производства учитывает современные коренные качественные сдвиги. Кроме того, это позволяет глубже понять, что III и IV подразделения никаких материальных субстанций потребительского и производственного назначения сами по себе не производят (кроме конверсии).
Отсюда вывод: материальным источником пополнения III и IV подразделений, а также товарного покрытия (обеспечения) потребительского спроса этих подразделений является общественный продукт, создаваемый и подразделениями (т.е. отраслями) общественного производства все это необходимо учитывать при установлении сбалансированности общественного хозяйства.
Структура общественного производства давит на темпы масштабы воспроизводства. Преодоление застойного, а сейчас и кризисного состояния экономики России возможно через нормализацию структуры общественного производства. Только значительное сокращение ВПК, конверсия ряда военных производств позволят обеспечить материальные условия прогрессивной структуры общественного производства, без чего невозможно выйти на нормальное равновесие важнейших макро пропорций.
2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Крах на фондовой бирже Нью-Йорка в 1929 г. и последовавшая за этим депрессия положили начало макроэкономической науке и макроэкономической политике. Если микроэкономика изучает деятельность отдельных рынков, отдельных хозяйственных единиц - фирм и домохозяйств, то макроэкономика - это наука об экономике в целом. На микро уровне фирмы и домохозяйства принимают оптимальные с их точки зрения решения, исходя из поставленных целей и имеющихся ограничений. Домохозяйства исходят из максимизации полезности, а фирмы - из максимизации прибыли. В микроэкономике закладываются основы макроэкономики, так как в макроэкономическом обороте взаимодействует множество фирм и домохозяйств, т.е. макроэкономика тесно связана с микроэкономикой.
Изучая макроэкономику, необходимо учитывать поведение микроагентов.
В макроэкономическом обороте, где факторы производства превращаются на предприятиях в товары и услуги и затем передаются домохозяйствам, по аналогии с микро уровнем, решаются три основополагающих задачи:
- что производить,
- как производить,
- как должен распределяться результат производства. Современная макроэкономическая теория содержит инстументарий для выработки макроэкономической политики. Макроэкономическая политика - это воздействие правительства на экономику в целом.
Цели макроэкономической политики носят стабилизационный характер. Это:
- поддержание приемлемых темпов экономического роста;
- поддержание высокого уровня занятости;
- поддержание низких темпов инфляции;
- стабильности цен;
Эти цели взаимоувязаны между собой.
Основные направления макроэкономической политики:
1) Налогово-бюджетная политика (фискальная) - политика, осуществляемая государством в области налогообложения и государственных расходов. Представители кейнсианской школы считают, что под воздействием фискальной политики изменяется совокупный спрос, что влияет на уровень занятости и инфляции. Представители школы теории предложения, которая заявила о себе в 70-е годы XX столетия, доказали, что фискальная политика действует и на совокупное предложение.
2) Кредитно-денежная политика (монетарная) - политика, осуществляемая Центральным банком (в США - Федеральной Резервной Системой) в области денежного предложения, кредитных ресурсов и процентных ставок. Влияет на совокупный спрос и совокупное предложение.