Монетарная политика получила наибольшую популярность на рубеже 70-80-х годов.
3) Политика государства в области доходов осуществляется как контроль над заработной платой и ценами.
4) Политика государства в области валютных курсов и внешней торговли - политика контроля над ввозом и вывозом ресурсов, в том числе капитала, а также товаров за счет установления таможенных квот, пошлин, тарифов.
Подробнее на вопросах макроэкономической политики мы остановимся ниже. Здесь же отметим основные различия кейнсианской и классической школ в подходах к макроэкономической политике.
Основные различия кейнсианского и классического подхода
Основным моментом "Общей теории Кейнса" является его вывод о необходимости вмешательства государства в экономическое развитие, так как, по его мнению, экономика система, предоставленная самой себе, с помощью строенных стабилизаторов способна на медленное, постепенное регулирование внутренне нестабильной экономики. Представители классической школы, начиная с А. Смита, считают, что макроэкономическая политика должна быть пассивной, так как экономике внутренне присуща стабильность за счет наличия инструментов саморегулирования, таких, как абсолютно гибкая цена, зарплата, ставка процента.
Поэтому рыночный механизм может автоматически поддерживать состояние равновесия в экономике без какого-либо вмешательства со стороны государства или центрального банка. Государственное же вмешательство должно быть сведено к минимуму, так как, по их мнению, оно и является причиной макроэкономической нестабильности.
Кейнсианская школа рассматривает налогово-бюджетную политику как наиболее эффективное средство в процессе макроэкономической стабилизации, так как:
- налоги эффективно воздействуют на потребление и инвестиции;
- государственные расходы непосредственно воздействуют на совокупный спрос и с учетом мультипликативного эффекта и на потребительские расходы.
Однако кейнсианцы не отвергают возможности использования кредитно-денежной политики, хотя и считают ее вторичной по отношению к налогово-бюджетной, так как у нее очень сложный передаточный механизм через процентную ставку и инвестиции.
Классическая модель предполагает, что монетарная политика наиболее эффективна, так как изменение денежной массы непосредственно воздействует на совокупный спрос, на ВНП. Фискальные же меры вызывают эффект вытеснения, способствуют повышению темпов инфляции, что снижает их эффективность.
В кейнсианской модели основным уравнением является основное макроэкономическое тождество, описывающее равенство доходов и расходов на макро уровне. Оно имеет вид:
Y = C + I + G + Xn
Y = C + I + G + Xn
где: Y- нормально значение ВНП
C - потребителские расходы
I - инвестиционные расходы
На первый план выдвигается задача комплексного макроэкономического анализа и прогнозирования, которую можно решить с помощью СНС.
Теоретическим фундаментом национального счетоводства явились работы Д.Кейнса, А.Боули, К.Кларкса, С.Кузнецова, Дж.Стемпа, занимавшихся проблемами национального дохода. Первая СНС была создана для Палестины по данным за 1936 г. Огромная работа по национальному счетоводству в этот период велась во Франции, Англии, Голландии. В статьях голландского статистика Эван Клиффа (1941) содержится одно из первых упоминаний о национальных счетах.
Новый этап в развитии национального счетоводства можно отнести к послевоенным годам, когда необходимость восстановления разрушенной экономики потребовала огромных централизованных государственных инвестиций, резкого увеличения национализированного сектора и на этой основе - соответствующей оценки экономической деятельности в стране в целом с целью подготовки программ экономического развития и контроля за их реализацией. Анализируя экономическую мысль этого периода, Б.Т.Рябушкин, один из ведущих русских исследователей методологии и практики применения национального счетоводства, в своей книге "Система национальных счетов в зарубежной статистике" особо отмечал настойчивость экономистов Запада в работе по созданию СНС. Первая попытка составления национальных счетов в официальной статистике США относится к 1947 г., Великобритании - к 1946 г. Интересно отметить, что французская система национальных счетов, возникшая в числе первых, прошла путь от опубликованной в 1946 г. Дюмонтье, Фроманом, Гаванье СНС для Франции (за 1938 г.) до современной системы, получившей название Расширенной системы национального счетоводства (РСНС), впервые опубликованной в 1976.
Эта система и сегодня используется во Франции не только для макроэкономического моделирования, но и для прогнозною политической работы Министерства экономики, финансов и бюджета Генерального комиссариата по планированию, а также различных научных центров. Французское национальное счетоводство отличалось большой самобытностью и чрезмерной привязанностью к специфичности. И в настоящее время особенность французских счетов - интенсивное использование бухгалтерских данных по предприятиям с помощью фискальных источников и ежегодное статистическое обследование предприятий, а также сохранение сводной экономической таблицы, не вошедшей в Международную систему.
Переход от прежней французской системы к РСНС был интерпретирован некоторыми современниками как триумф государственных влияний, близких к социализму, другими - как триумф международного либерализма. Так, Р.Скарзони в книге "Реформа национального счетоводства Франции: эволюция идеологии.