Различия кейнсианского и классического подхода


Монетарная политика получила наибольшую популярность на рубеже 70-80-х годов. 3) Политика государства в области доходов осуществляется как контроль над заработной платой и ценами.
4) Политика государства в области валютных курсов и внешней торговли - политика контроля над ввозом и вывозом ресурсов, в том числе капитала, а также товаров за счет установления таможенных квот, пошлин, тарифов.
Подробнее на вопросах макроэкономической политики мы остановимся ниже. Здесь же отметим основные различия кейнсианской и классической школ в подходах к макроэкономической политике.

Основные различия кейнсианского и классического подхода

Основным моментом "Общей теории Кейнса" является его вывод о необходимости вмешательства государства в экономическое развитие, так как, по его мнению, экономика система, предоставленная самой себе, с помощью строенных стабилизаторов способна на медленное, постепенное регулирование внутренне нестабильной экономики. Представители классической школы, начиная с А. Смита, считают, что макроэкономическая политика должна быть пассивной, так как экономике внутренне присуща стабильность за счет наличия инструментов саморегулирования, таких, как абсолютно гибкая цена, зарплата, ставка процента.
Поэтому рыночный механизм может автоматически поддерживать состояние равновесия в экономике без какого-либо вмешательства со стороны государства или центрального банка. Государственное же вмешательство должно быть сведено к минимуму, так как, по их мнению, оно и является причиной макроэкономической нестабильности.
Кейнсианская школа рассматривает налогово-бюджетную политику как наиболее эффективное средство в процессе макроэкономической стабилизации, так как:
- налоги эффективно воздействуют на потребление и инвестиции;
- государственные расходы непосредственно воздействуют на совокупный спрос и с учетом мультипликативного эффекта и на потребительские расходы.
Однако кейнсианцы не отвергают возможности использования кредитно-денежной политики, хотя и считают ее вторичной по отношению к налогово-бюджетной, так как у нее очень сложный передаточный механизм через процентную ставку и инвестиции.
Классическая модель предполагает, что монетарная политика наиболее эффективна, так как изменение денежной массы непосредственно воздействует на совокупный спрос, на ВНП. Фискальные же меры вызывают эффект вытеснения, способствуют повышению темпов инфляции, что снижает их эффективность.
В кейнсианской модели основным уравнением является основное макроэкономическое тождество, описывающее равенство доходов и расходов на макро уровне. Оно имеет вид:

Y = C + I + G + Xn

Y = C + I + G + Xn

где: Y- нормально значение ВНП
C - потребителские расходы
I - инвестиционные расходы


G - государственные закупки
Xn - чистый экспорт
Для классической модели основным уравнением является основное монетарное тождество вида:

М х V = Р х Y

где: М х V - совокупные расходы покупателей,
Р х Y - общие доходы продавцов.
Оба представленных уравнения взаимоувязаны и описывают кругооборот доходов и расходов на макро уровне.

Макроэкономические модели

Макроэкономическая теория использует модели как представление макроэкономической ситуации в виде уравнений и графиков, которые описывают соотношение между агрегированными переменными. Агрегированный - от английского слова "аggrеgаtе" - совокупный, суммарный.
При макроэкономическом моделировании используется два типа переменных:
экзогенные - это переменные, которые задаются заранее, вводятся в модель и не зависят от решения модели;
эндогенные - это переменные, которые формируются внутри модели и находятся в процессе решения модели.


41. Работа макроэкономической модели

Макроэкономическая модель ( 41) показывает, как изменение одной или нескольких экзогенных переменных влияет на изменение эндогенных переменных. Так, в моделях Хикса изменение налогов и государственных расходов приводит к изменению процентной ставки и валового национального продукта. В моделях экономического роста ВНП (Y) выступает как производственная функция совокупности факторов, связанных с НТП (At), производительностью труда (Nt), капиталом (Kt):



Y = F (At, Nt, Kt)

Использование макроэкономических моделей позволяет оптимизировать сочетание различных инструментов макроэкономической политики.

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ ИНДИКАТОРАМИ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ


Национальное счетоводство - это, с одной стороны, система национальных счетов (СНС), с другой - один из важнейших инструментов государственного регулирования макроэкономических процессов.

Система национальных счетов основана на бухгалтерском принципе двойной записи и представляет собой совокупность балансовых таблиц, отражающих в агрегированном виде движение товаров и доходов между основными участниками общественного производства, процесс накопления в масштабах государства и уровень национального богатства.
Идея СНС имеет свою историю. Видный российский специалист Б.Л.Исаев еще в 1969 г. в своей книге "Интегрированные балансовые системы в анализе и планировании экономики" писал, что зачатки "национального счетоводства можно видеть уже в глубокой древности".
Например, известно, что Ф.Кенэ и А.Смит выдвигали свои теоретические схемы, опираясь на расчеты Г.Кинга, выполненные в 1696 г. и опубликованные в его работе "Природа и политика. Наблюдения и выводы о состоянии и условиях в Англии".
Основоположником метода национального счетоводства считается французский экономист, физиократ Ф.Кенэ, который осуществил анализ общественного воспроизводства с позиции установления балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного продукта.
В методологии национального счетоводства важную роль и по настоящее время играет теоретическое положение, согласно которому стоимость товара определяется суммой трех дов дохода - заработной платы, прибыли и земельной ренты. На эту теорию и опирается весь анализ процессов формирования стоимости в СНС.
Но несмотря на эти открытия, многие годы национальное счетоводство не применялось в хозяйственной практике. Сводные экономические показатели исчислялись вне системы хозяйственных взаимозависимостей. И лишь в 30-е годы XX в. после мирового экономического кризиса стало ясно что необходимо активное участие государства в управлении экономикой с целью смягчения последствий экономического кризиса.

На первый план выдвигается задача комплексного макроэкономического анализа и прогнозирования, которую можно решить с помощью СНС.
Теоретическим фундаментом национального счетоводства явились работы Д.Кейнса, А.Боули, К.Кларкса, С.Кузнецова, Дж.Стемпа, занимавшихся проблемами национального дохода. Первая СНС была создана для Палестины по данным за 1936 г. Огромная работа по национальному счетоводству в этот период велась во Франции, Англии, Голландии. В статьях голландского статистика Эван Клиффа (1941) содержится одно из первых упоминаний о национальных счетах.
Новый этап в развитии национального счетоводства можно отнести к послевоенным годам, когда необходимость восстановления разрушенной экономики потребовала огромных централизованных государственных инвестиций, резкого увеличения национализированного сектора и на этой основе - соответствующей оценки экономической деятельности в стране в целом с целью подготовки программ экономического развития и контроля за их реализацией. Анализируя экономическую мысль этого периода, Б.Т.Рябушкин, один из ведущих русских исследователей методологии и практики применения национального счетоводства, в своей книге "Система национальных счетов в зарубежной статистике" особо отмечал настойчивость экономистов Запада в работе по созданию СНС. Первая попытка составления национальных счетов в официальной статистике США относится к 1947 г., Великобритании - к 1946 г. Интересно отметить, что французская система национальных счетов, возникшая в числе первых, прошла путь от опубликованной в 1946 г. Дюмонтье, Фроманом, Гаванье СНС для Франции (за 1938 г.) до современной системы, получившей название Расширенной системы национального счетоводства (РСНС), впервые опубликованной в 1976.
Эта система и сегодня используется во Франции не только для макроэкономического моделирования, но и для прогнозною политической работы Министерства экономики, финансов и бюджета Генерального комиссариата по планированию, а также различных научных центров. Французское национальное счетоводство отличалось большой самобытностью и чрезмерной привязанностью к специфичности. И в настоящее время особенность французских счетов - интенсивное использование бухгалтерских данных по предприятиям с помощью фискальных источников и ежегодное статистическое обследование предприятий, а также сохранение сводной экономической таблицы, не вошедшей в Международную систему.
Переход от прежней французской системы к РСНС был интерпретирован некоторыми современниками как триумф государственных влияний, близких к социализму, другими - как триумф международного либерализма. Так, Р.Скарзони в книге "Реформа национального счетоводства Франции: эволюция идеологии.



Содержание раздела