ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК И ЕГО ПРОБЛЕМЫ


Рынок инноваций, то есть нововведений, изобретений, Рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в плановой экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации с точки Зрения товара, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно- технического прогресса.
Рынок информационного продукта - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, то есть научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции нам еще предстоит создать.
Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний на использование товарных знаков и т.д. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением "ноу-хау" и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК И ЕГО ПРОБЛЕМЫ
Взаимосвязь между производством, спросом и предложением товаров народного потребления - самостоятельная, требующая специального исследования проблема, которая вызвана к жизни общей неудовлетворенностью отношениями промышленности и торговой сферы.
Повышение уровня удовлетворения спроса населения на товары народного потребления возможно лишь на основе обеспечения четкой и слаженной работы предприятий, занимающихся выпуском этих товаров, транспорта и торговли.
За годы независимости Узбекистаном достигнуты существенные результаты в реформировании экономики. В 1995 г. валовой внутренний продукт достиг почти 300 млрд. сум, что составило 98,8% к уровню 1994 г. В первом полугодии 1996 г. наметились позитивные изменения в реальных объемах ВВП, и его рост по отношению к соответствующему периоду 1995 г. составил 101,4%. Существенные изменения произошли в структуре произведенного ВВП - значительно возросла доля услуг.

В структуре использования ВВП увеличились доля накоплений, при этом инвестиции в основной капитал в 1995 г. составили треть ВВП.

Объем платных услуг населению - это денежные расходы населения на услуги, оказанные ему предприятиями и организациями различных форм собственности и физическими лицами (гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).

В объеме платных услуг населению также учитываются средства, поступившие от предприятий и организаций в уплату за оказанные их работникам услуги. Платные услуги населению включают: бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, услуги учреждений культуры, туристско-экскурсионные, медицинские, санаторно-оздоровительные, услуги правового характера, банковских учреждений и др.
Несмотря на постоянный рост выпуска непродовольственных товаров в Узбекистане уровень их потребления населением низок, положение на потребительском рынке остается напряженным, платежеспособный спрос населения не всегда удовлетворяется. Например, обеспеченность населения радиоприемными устройствами в расчете на 100 семей на 1 января 1993 г. составила 82 шт., телевизорами - 72, электропылесосами - 26, магнитофонами - 13, велосипедами и мопедами - 77. Практически сейчас каждая седьмая семья имеет автомобиль.

Потребность же в новых товарах в 4-5 раз выше.
Реальным рычагом государственного воздействия на товарное пополнение потребительского рынка является импорт. Ведущими партнерами Узбекистана по импорту являются страны дальнего зарубежья с долей 71% (данные за 6 месяцев 1996 г.). Из них можно выделить Германию - 15'8%, Турцию - 13,4%, Республику Корея - 10,7%, Швейцарию - 4,5%, США - 4,3%, Великобританию - 42% от всего объема импорта.



Наибольшее количество товаров из государств СНГ нам поставляют Россия - 57% (из общего объема импорта из стран СНГ), Украина 11,2%, Казахстан - 22,9%, Кыргызстан - 1,0%.

Розничный товарооборот - это объем продажи товаров населению через все каналы реализации.

Розничный товарооборот в предприятиях торговли определяется на основе форм государственного статистического наблюдения, на рынках - путем выборочных статистических исследований. Розничный товарооборот Узбекистана в 1995 г. фактически составил 33824 млн. сум (данные об объеме реализации населению потребительских товаров и услуг приведены с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, а также объемов услуг, предоставляемых физическими лицами).
В товарной структуре розничного товарооборота снизилось предложение тканей, животного масла, сахара, меха, телерадиотоваров, электротоваров, ковров. По другим видам товаров был обеспечен незначительный рост товарной массы.
Основными организационными структурами государственной торговли в плановой экономике были торги, конторы, тресты. Их насчитывалось на момент коммерциализации немногим более 2 тыс. По состоянию на 1 января 1994 г. в стране насчитывалось 43,4 тыс. предприятий розничной торговли и общественного питания.


В целом по Узбекистану 94,0% торговых предприятий находится в негосударственном секторе. Удельный вес негосударственных предприятий розничной торговли в общем их количестве составляет 84%, общественного питания - 75%.
Все перечисленное выше характеризует позитивную тенденцию в развитии потребительского рынка.

3. ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ
Товарная политика занимает одно из ключевых мест в стратегии предприятия (фирмы) и изучает меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, прежде всего ее качественных характеристик, соответствующих запросам конечных потребителей, созданию новых товаров, оптимизации их ассортимента, удлинению жизненного цикла.
Потребительские оценки имеют стратегическое значение на всех этапах от составления концепции нового товара и проверки этого замысла до его позиционирования, конструирования, производства, установления уровня цены, рекламирования, сбыта, финансирования и технического обслуживания. Поэтому товарная политика включает проведение систематических исследований на всех перечисленных этапах, причем их объектом является не сам товар как таковой, в отрыве от конкретных рынков и конкретных потребителей, а потребитель с его запросами по отношению к данному товару, его ответная реакция на разнообразные мероприятия на каждом этапе продвижения товара от производителя к потребителю.
Предприятие или фирма, осуществляя товарную политику, преследует цель производить такие товары, которые в наибольшей степени могут удовлетворить потребителя, т.е. товары, которые окажутся приоритетными при выборе потребителем продукции на рынке и будут обладать высокой конкурентоспособностью и высоким качеством.
Потребительский эффект зависит не только от основных, но и от дополнительных свойств изделий. Основные свойства товара определяются целью, для которой он создан, а дополнительные - отношением потребителя к изделию. Например, основное назначение бытовых осветительных приборов - хорошо освещать помещение или рабочее место, а дополнительное - служить украшением интерьера.

При наборе же соответствующих ламп (кварцевые) осветительный прибор может уменьшить бактерицидность помещения или поможет получить эффект загара.
Функциональность изделия определяется его техническими и технологическими характеристиками (надежность эксплуатации, долговечность, доступность ремонта), а также предполагает удобство в использовании, высокий эстетический уровень. Хотя технико-технологические показатели очень важны (это главные составляющие потребительских свойств), не только они определяют окончательное отношение покупателя к товару. Трактор может быть практичен и долговечен, но если он неудобен, то проиграет на рынке той модели, которая сконструирована с учетом требований эргономики эстетики, дизайна.
Прежде чем разработать или определить товарную стратегию фирмы, необходимо остановиться на принципиальных положениях рассматриваемой проблемы. Любая фирма является элементом производственной системы.
Возникновение производственной системы обусловлено формированием на рынке спроса на продукцию, способную удовлетворить требования покупателей. Следовательно, производственная система должна быть приспособлена к длительному удовлетворению покупательского спроса. А это достижимо при рациональном выборе стратегических позиций производственной системы посредством определения зон хозяйствования (функционирования), представляющих собой отдельный сегмент рынка, в котором фирма может наиболее эффективно обеспечить себе конкурентное преимущество.
Выбор зоны хозяйствования связан с назначением производственной системы.



Содержание раздела