Основная цель налоговой политики этого периода - обеспечение надлежащего уровня доходов госбюджета. Эта задача решалась в период спада производства и соответствующего сокращения налогооблагательной базы. Данный период характеризуется большой разновидностью налогов и их высокими ставками, что не могло не сдерживать развитие производства в республике.
Такая система налогообложения не отвечала задачам экономической стабилизации, увеличению объемов производства и стимулированию предпринимательской деятельности в республике (изъятие выручки в виде налогов и обязательных платежей у предприятий составило 40% и более).
Действующие высокие ставки налогообложения доходов сочетались с огромным числом налоговых льгот. Тем не менее эти льготы не только не повлияли конкретным образом на расширение производства и развитие предпринимательской деятельности, но и способствовали уклонению от уплаты налогов.
Основная тяжесть налогового бремени легла на доходы предприятий при относительно низком уровне налогообложения природно-сырьевых ресурсов и имущества.
Необходимость дальнейшего развития и реформирования налоговой системы в определенной степени реализована в Указе Президента Республики Узбекистан "Об основных направлениях увеличения стимулирующей роли налогов в Республике Узбекистан". Решения, принятые на основании Указа, нашли отражение в изменениях налоговых ставок и видов собираемых налогов с 1 января 1995 г.
На сегодняшний день доходы госбюджета формируются за счет поступлений по следующим видам:
1) индивидуальный подоходный налог - взимается по прогрессивной шкале до 45% в зависимости от уровня заработной платы;
2)налог на доход предприятий - до 1992 г. взимался налог на прибыль совместно с платой за фонды и трудовые ресурсы, с 1992 г. этот налог заменен на налог на доходы (в среднем ставка налога 12%; в 1993-1994 гг. - 18%), с 1 января 1995 г. он заменен налогом на прибыль предпринимателей (ставка налога - 38% прибыли). Законом предусматривается возможность корректировки утвержденной ставки налога на прибыль в сторону уменьшения посредством стимулирующих коэффициентов. (Она может снижаться до 10% при направлении более 50% балансовой прибыли на развитие производства.)
Применяется понижающий коэффициент к установленной ставке налога в размере 0,3 процентных пункта на каждый 1 % прироста объемов производства продукции.
Шесть групп предприятий частично или полностью освобождаются от уплаты налога или имеют налоговые льготы: вновь созданные предприятия, предприятия, патентующие инновационную продукцию, совместные предприятия (с более чем 30% иностранного капитала), совместные предприятия с иностранным капиталом республиканских инвестиционных программ, фермерские хозяйства, приватизированные предприятия;
3) налог на социальное страхование (ставка налога 40% от фонда заработной платы) введен в 1994 г.:
36% - в фонд социального страхования (до 1 января 1995 г. - 32,5% + 3,5% - в госбюджет);
2% - в фонд Совета Федерации профсоюзов;
2% - в фонд занятости;
1 % налога выплачивается за счет работающего в фонд социального страхования;
4) налог на собственность (имущество) взимается с 1992 г. по ставке 0,5% от стоимости имущества, стоимости основных производственных фондов, находящихся на балансе предприятия. С 1993 г. ставка налога повышается до 17% ежегодно. В 1995 г. ставка налога повышена до 2%;
5) налог на землю с 1 января 1994 г. введен на земли несельскохозяйственного производства, с 1 января 1995 г.- на земли, используемые в сельскохозяйственном производстве - выплачивается с 1 гектара дифференцированно по зонам и по видам земли с учетом местоположения участка и его обеспеченности водой. В 1995 г. в связи с инфляционными процессами сумма налога увеличена в 15 раз;
6) акцизы - этим видом налога облагаются алкогольные напитки, сигареты, ковры, мебель, холодильники, телевизоры. Ставки, дифференцированные по видам продукции, устанавливаются в процентах к стоимости в отдельных ценах; с 1993 г. введены акцизы на хлопковолокно, с 1994 г. - на нефтепродукты, с 1995 г. - на природный газ, нефть, газовый конденсат, товары первой необходимости и повседневного спроса;
Из госбюджета республики возмещается разница в ценах на важнейшие виды продуктов и непродовольственные товары; производителям возмещалась разница в цене за питание студентов и школьников.
Но социальная защита не коснулась наиболее уязвимых слоев населения и с 1994 г. все потребительские субсидии отклоняются с одновременным увеличением пособий для малообеспеченных слоев населения.
До 1991 г. из госбюджета республики оказывалась поддержка предприятиям промышленности, строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей народного хозяйства в основном на пополнение собственных оборотных средств и на поддержку убыточных предприятий.
Из госбюджета покрывались расходы, связанные с эксплуатацией сооружений Минводхоза, так как опасались повышения цен на сельскохозяйственную продукцию ввиду перевода хозяйств на платное водопользование, но с 1994 г. полностью отменены эти и другие виды дотаций всем хозрасчетным предприятиям.
Как и в большинстве стран, в Узбекистане существует дефицит государственного бюджета, который финансируется из разных источников. С 1995 г. к основному источнику финансирования дефицита госбюджета - к кредитам Центробанка - добавились внешние займы и выпуск среднесрочных ценных бумаг.
Таким образом, по мере осуществления национальной модели рыночных реформ в Узбекистане формировалась современная государственная бюджетная политика, основанная как на изучении мирового опыта, так и на особенностях развития страны.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Государственный бюджет, функции бюджета, бюджетные отношения, доходы и расходы бюджета, налоги и сборы, фискальная функция, налоговая система, ставка налога, принципы расходования бюджета, бюджетный дефицит, структурный дефицит, циклический дефицит, государственный долг, внутренний и внешний долг, капитальный и текущий долг, управление государственным долгом.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. При помощи каких рычагов государственный бюджет регулирует экономику?
2. Какова взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга?
3. Каковы основные методы финансирования государственного бюджета?