Упорядочение этой информации на счетах с учетом основных экономических концепций и постулатов позволяет обеспечить описание процессов производства товаров и услуг, распределения и перераспределения доходов, использования их на потребление и сбережение, а также накопление капитала, операции с финансовыми активами и др.
Главная задача СНС состоит в том, чтобы обеспечить взаимосвязанное описание экономического процесса на макроуровне в единстве его основных аспектов, систематизировать и обобщить наиболее важные показатели, чтобы государство на их основе принимало решения по вопросам формирования экономической политики, предприниматели могли оценивать общее состояние макроэкономической среды, в которой они функционируют и принимают решения, учреждения науки использовали показатели СНС для анализа макроэкономических роблем, разработки экономических моделей описания и прогнозирования экономического процесса.
Основоположником метода национального счетоводства стал Ф. Кенэ. В его работе Экономическая таблица (1758 г.) дан первый макроэкономический баланс.
Основные этапы развития СНС
248
Этапы развития и структура системы национальных счетов
комендации по составлению относительно ограниченного числа взаимосвязанных счетов для экономики в целом — оценка валового внутреннего продукта (ВВП) и его важнейших показателей. Окончание 2-ой мировой войны обусловило необходимость дальнейшей разработки СНС, т.к. органы государственного управления проявили потребность в систематизированной макроэкономической информации для определения приоритетов и основных направлений экономической политики по структурной перестройке военной экономики.
V этап — начало 90-х годов — принятие новой, усовершенствованной СНС: международные стандарты представлены более четкой структурой счетов, корреспондирующей с основными фазами экономического процесса. Заметна большая интеграция традиционных показателей СНС со смежными разделами экономической статистики (показатели активов и пассивов, платежный баланс, показатели статистики государственного бюджета), что вполне закономерно отражает тенденции развития СНС. Перенесен акцент на анализ процессов в рамках институциональных секторов экономики.
В 1992 г. в России была одобрена Государственная программа перехода отечественной статистики на международные стандарты. Центральное место в ней занимает проблема поэтапного перехода от баланса народного хозяйства (БНХ) к системе национальных счетов.
При последовательном введении системы национальных счетов в России учитывался многолетний мировой опыт, рекомендации международных организаций (ООН, ОЭСР, Европейское сообщество, МОТ, ВОЗ, МВФ, ЮНЕСКО, ЮНЭП), позиции по этим вопросам столь известных ученых как Дж. Кейнс, А. Боули, М. Фриш, С. Кузнец, Р. Стоун, В. Леонтьев, О. Оукен и др.
249
Этапы развития и структура системы национальных счетов Современная система национального счетоводства представляет собой международный стандарт оценки основных экономических показателей страны.
Ее составные части — показатели макродинамики: валовой национальный продукт; валовой внутренний продукт; чистый национальный продукт; личный доход; располагаемый доход.
Как показывает мировая практика, внедрение в статистику одновременно всех разделов СНС весьма сложно, поэтому она зависит от ряда факторов, прежде всего от потребностей органов государственного управления в определенной информации для принятия решений по вопросам формирования экономической политики, способности этих органов эффективно использовать информацию, от прогресса в реформировании смежных разделов экономической статистики. Принципы СНС
1. Балансирование доходов и расходов по методу двойной записи.
2. Стоимостная оценка всех товаров и услуг.
3. Раздельный учет на специальных счетах финансовых и перераспределительных потоков.
В основе СНС лежит теория факторов производства, согласно которой в производстве продукта принимают участие не только труд, но и земля, и предпринимательская деятельность. Поэтому СНС охватывает все стороны экономики — материальное и нематериальное производство, финансовые потоки и движение ресурсов.
Основные ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно (например, в виде общественных субсидий).
Сектор финансовых учреждений охватывает институционные единицы, которые осуществляют финансовые операции. Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов, образованных в результате принятия финансовых обязательств (денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долгосрочные государственные фонды и другие).