Виды стратегического поведения олигополистов


Сам Штакельберг считал случай 4 наиболее обычным исходом дуополии. Модели ценовой олигополии:
1. Модель Бертрана. Французский математик Ж. Бертран одним из первых выступил с критикой модели Курно и предложил в качестве стратегической переменной цену. Стра-
169
Олигополия
тегия каждого дуополиста у Бертрана заключается в выборе им уровня цены, по которой он намерен реализовать свой выпуск. Причем цены дуополистов Бертрана имеют выраженную тенденцию к сближению.
Равновесие Бертрана достигается, если предположения дуополистов о ценовом поведении друг друга сбываются. Равновесие Бертрана характеризуется единой ценой, равной предельным затратам каждого из дуополистов. В отличие от модели Курно, предсказывающей достижение конкурентного результата по мере увеличения числа олигополистов, модель Бертрана предрекает совершенно конкурентный результат при переходе от монополии одного продавца к дуополии. В этом заключается парадокс Бертрана, так как трудно предположить, что в отраслях с небольшим числом фирм последним не удастся манипулировать рыночной ценой для того, чтобы получить прибыль.

Кроме того, парадокс Бертрана обусловлен еще другой предпосылкой: производственные мощности дуополистов практически безразмерны, фирмы без всякого ущерба для себя могут варьировать объемы производимой продукции от нуля до бесконечности.

Причина различия выводов в том, что каждый дуополист Курно сталкивается с нисходящей остаточной кривой спроса, тогда как дуополист Бертрана - с кривой спроса совершенно эластичной по цене соперника, так что снижение цены оказывается прибыльным, пока она остается выше предельных затрат.
2. Модель Эджуорта. Ф. Эджуорт предложил модель ценовой дуополии с ограничением на величину производственной мощности дуополистов, из-за которых фирмы не могут продавать больше, чем производят. Это ограничение позволило разрешить Эджуорту парадокс Бертрана.

Но модель Эджуорта не является равновесной, она представляет собой ценовую ловушку, попав в которую дуополист неизбежно вовлекается в ценовую войну.
Каковы виды стратегического поведения олигополистов? Олигопольные рынки различают, прежде всего по тому, действуют ли их участники совершенно независимо или вступают в сговор. Сговор может быть явным (открытым) или тайным (скрытым).

В первом случае говорят о некооперированной, во втором - о кооперированной олигополии. Крайним случаем кооперированной олигополии выступает картелиза-
170
Олигополия
ция отрасли, некооперированная олигополия предусматривает разнообразные варианты конкурентной борьбы.
Картель — это группа олигополистов, договорившихся об определенных принципах установления цен и(или) распределения долей рынка. Обязательное условие картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участник получил не меньше того, на что мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов. Для того, чтобы сформировать картель, необходимо сделать четыре шага:
1. Убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить продажу товара другими фирмами, после того как цена повысится.
2. Организовать встречу всех производителей, чтобы установить ориентир по общему уровню выпуска продукции. Сделать это можно, оценив рыночный спрос и предельный доход при всех уровнях выпуска, выбрать выпуск, для которого MR=MC. Предполагается, что у всех фирм одинаковые функции издержек.
3. Установить квоты каждому члену картеля, т.е. поделить общий монопольный выпуск между всеми фирмами.
4. Установить процедуру проведения утвержденных квот в жизнь.
Важный аспект деятельности картелей — их стабильность, которая зависит от двух обстоятельств:


• стороны при сговоре могут иметь различные представления о подходящих уровнях цен и долях рынка, что затрудняет достижение взаимопонимания;
• у отдельных участников возникают сильные стимулы нарушать договор для повышения прибыли путем небольшого сокращения установленных цен и получения дополнительных заказов по цене, которая превышает предельные издержки.
Тайный сговор — это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом. Если между участниками сговора достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополю и все кривые спроса сливаются в одну, что позволяет установить монопольную цену, и участники получают высокую прибыль. Это привлекает новых производителей в отрасль, поэтому обостряется конкуренция.



Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой. По мере развития произвоства и
171
li
Олигополия
насыщения рынка все сильнее сказываются различия в спросе и в издержках производства участников сговора, возникает дифференциация производителей олигопольного рынка.
Ценовое лидерство — это одна из скрытых форм координации ценового поведения, при котором один из продавцов получает признанный статус ценового лидера. Он регулирует цену продукции, повышает или понижает ее, а все остальные продавцы образуют его конкурентное окружение в том смысле, что каждый из них ведет себя подобно совершенно конкурентному предприятию как ценополучатель с той разницей, что принимаемая им цена задается не рынком, а вполне определенным ценовым лидером. Доминирующее предприятие выбирается на основе следующих факторов: наименьший уровень затрат и дифференциация продукции.
Различают два основных типа ценового лидерства — лидерство предприятия с существенно более низкими затратами, чем у конкурентного окружения и лидерство предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке, но не существенно отличающегося от последователей по уровню затрат.
Особенность ценового поведения доминирующего предприятия заключается в том, что оно не заинтересовано избавиться от своего конкурентного окружения посредством снижения цены. С другой стороны, наличие этого окружения и опасность вторжения на рынок новичков заставляет доминирующее предприятие поддерживать цены на уровне более низком, чем они были бы в случае монополии.
Теории игр
и стратегическое поведение фирм
Для анализа олигополистического поведения используются методы теории игр. Теория игр представляет собой науку, исследующую математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях связанных с принятием решений.
Простейшим примером такого использования является дилемма заключенного. Она заключается в следующем: Два заключенных поставлены перед дилеммой, либо они не сознаются в преступлении и тогда получают по одному году заключения каждый, либо сознается кто-то один, который за признание отправляется в тюрьму на несколько месяцев, но другой получает 15 лет. Если они сознаются оба, то получают оба по 7 лет.

Вся проблема заключается в том, что каждый поставлен перед своей дилеммой отдельно.

Второй Первый заключенный заключенный
Не сознался
Сознался
Не сознался
А 1 год
1 год
В 2 месяца 15 лет
Сознался
С 15 лет
2 месяца
D 7 лет
7 лет

Дилемма заключенного
Наиболее вероятное решение в этом случае может быть достигнуто в квадрате D, когда каждый получит по 7 лет. Но этот результат вероятен, если они не могут между собой договорится. Если сговор возможен, то они получают по одному году.

По аналогии с заключенными эта ситуация демонстрирует желание продавцов вступать в сговор на рынке для достижения наиболее благоприятного для каждого из них результата, вместо того чтобы конкурировать и снижать свои прибыли до минимума (квадрат D).
/ Равновесие Курно
Анализ дуополии как простейшей формы олигополии впервые был осуществлен в 1838 г. французским экономистом Огюстеном Курно.
Модель Курно базируется на следующих предпосылках:
1) Две фирмы производят однородный товар.
2) Фирмам известна кривая рыночного спроса.
3) Фирмы принимают решения о производстве независимо друг от друга и одновременно.
4) Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным.
Предположим, что отраслевой спрос представлен функцией P = a-bQ, где Q - общий выпуск двух фирм: Q = ql + q2 .
Подставив, получим: P = a-b(qt+q2)-
Прибыли олигополистов можно выразить как я, = TR{ - c,g, = Р7, - *, - ед , пг = TR2 - C2q2 = Pq2 -k2- C2q2 .
Мы предполагаем, что издержки первой ct и второй с2 фирмы не равны. (Не трудно заметить, что если кривая ТС прямая линия ТС = k +cq, то ct и с2 — это коэффициенты наклона кривой ТС, которые в свою очередь равны предельным издержкам).
Подставив значение Р, получим:
Я, = aq, - bq] - bqtq2 -k,- ед , 7Г2 = aq2 - bq\ - bq,q2 -k2- c2qz .
Условием максимизации прибыли будет равенство нулю первых производных:
Преобразуем эти два уравнения:
2bql + bq2+ct= a, 2bq2+bqt + c2 = а.
Далее преобразовывая, получим:
174
Равновесие Курно
а-с,
1
а-с,
1
" 26 2^' " 26 2^"
Полученные уравнения есть уравнения реакции дуополистов,
п-с, Ь
а-с, 2Ь
q*1
Равновесие Курно
q'2
п-с, а-с, Q2
2Ь Ъ
Точка пересечения этих линий определяет рыночное ра"новесие для дуополистов.
Решив систему из двух уравнений реакции дуополистов,
получим равновесные значения выпуска для первой л*и второй q2 фирмы.



Содержание раздела