Равновесие Курно


• _а~ 2с,+с, , а— 2с2+с,
*'= з7~^; 92= S—•
Подставив равновесные значения д{и q2 в функцию отраслевого спроса Р = a — b(q\ + g,), найдем цену равновесия.
В случае равенства издержек первой и второй фирмы, т.е. если С = Cj =C2, рынок разделится пополам между двумя конкурентами.И тогда:
а-с „ а-с
^1=~^Г' i2=—^— •
ЗЬ ЗЬ
Модель Бертрана в отличие от моделей Курно и Штакельберга предполагают наличие ценового взаимодействия фирм на олигополистическом рынке. Таким образом, конкуренция заключается в том, что каждая фирма устанавливает свою цену.
Условия модели Бертрана:
1) На рынке действуют две фирмы
2) Продукт производится однородный
3) Целью каждой фирмы является максимизация прибыли
4) Отсутствуют соглашения фирм друг с другом
175
Равновесие Курно
5) Фирмы назначают цены одновременно так, что каждая не может прогнозировать реакцию конкурента на сделанный ею самой выбор.
Таким образом, объем продаж в модели Бертрана является функцией от цены.
Две фирмы выбирают цены pt и р2. Затраты фирм носят пропорциональный характер:
TC2=cq2.
Существует три варианта определения выпуска первого конкурента в зависимости от ценовой стратегии:
(Pi) P\ Pi
О:pi р2


В результате конкурентного взаимодействия фирмы установят равные цены на уровне предельных издержек. К этому приводит так называемая ценовая война, когда на снижение цены одной фирмой обязательно реагирует вторая фирма, также снижая цену. Такая ситуация может быть описана как равновесие по Нэшу.
Равновесие по Нэшу (отсутствие стимулов к изменению своего выбора, если остальные игроки (конкуренты) придерживаются принятого решения) возникает, когда р=р2=с, в других случаях ситуация неравновесна.
р\ Рг с; р\ргс-
Следовательно, олигополия ведет себя так, как при совершенной конкуренции, но базируется это на других допущениях. Ценовая война приводит к истощению ресурсов обеих фирм и к нулевой прибыли. В реальной жизни этого не происходит, и этому есть множество причин.

Например, сговор, при котором олигополия выступает как монополия и имеет монопольную прибыль.
Равновесие Наша
Модель поведения олигополистов Нэша анализируется с использованием платежной матрицы. Платежная матрица представляет собой двухстороннюю таблицу, образованную множеством квадратов, каждый из которых каждый из которых представляет результат решения одного из двух продавцов.
Цена 2-го продавца
Цена 1-го продавца
10
10
А
100
100
В 200 -100
С -100 200
D
О
Платежная матрица
Игры могут быть классифицированы по свойствам платежных функций. Играми с нулевой суммой (антагонистическими) называется ситуация, когда выигрыш одного из игроков равен проигрышу другого. Противоположностью играм с нулевой суммой являются игры с постоянной разностью, в которых игроки выигрывают и проигрывают одновременно, так что им выгодно действовать сообща.

Игры с ненулевой суммой представляют собой промежуточный случай, где имеются конфликты и согласованные действия игроков.
По характеру предварительной договоренности игры делятся на кооперативные (когда существует сговор) и некооперативные (когда каждый за себя).
Например, уже известная нам модель Курно представляет собой некооперативную игру с ненулевой суммой.
Если фирмы будут конкурировать, то положение равновесия будет достигнуто в квадрате D, где прибыль каждого будет равна нулю. Такое решение получило название равновесия Нэша.
Если фирмы будут конкурировать, то положение равновесия будет достигнуто в квадрате D, где прибыль каждого будет равна нулю. Такое решение получило название равновесия Нэша.
177
Равновесие Наша
Равновесием Наша называется такое решение игры, от которого нет оснований отказываться ни одному из игроков в одиночку.
В случае конкуренции рассмотренный случай соответствует уже известной нам модели Бертрана.
Если продавцы договариваются между собой, т.е. образуют картель, то этот сговор приносит им максимальную прибыль, которая представлена в квадрате А.
/ Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция представляет собой вид несовершенной конкуренции. Признаками монополистической конкуренции являются: наличие большого числа покупателей и продавцов, что обеспечивает незначительную власть на рынке и ограничивает контроль над рыночной ценой; свобода входа на рыноЬ и выхода с него; невозможность для отдельной фирмы влиять на рыночную цену; продукция дифференцируется по качеству, предоставляемым услугам при покупке и эксплуатации.


Монополистическая конкуренция широко распространена. Примерами могут служить рынки бытовой химии, кондитерских изделий, продуктов питания и др.
Отличительным признаком данной модели рыночного поведения является формирование цены и объемов производства, обеспечивающее максимимизацию спроса. Кривая спроса на таком рынке более эластична, чем кривая спроса в условиях чистой монополии, так как продавец сталкивается с большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяющие товары. Характер эластичности будет зависеть от количества конкурентов и степени дифференциации продукта, например, чем больше число конкурентов и слабее дифференциация товара, тем более эластична кривая спроса.

Фирма не совпадает с отраслью, но благодаря дифференциации на своем сегменте рынка она может выступать монополистом, поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон.
Условием максимизации прибыли является равенство: MC=MR, при этом фирма будет наращивать производство до тех пор, пока дополнительные затраты не начинают превышать выручку от реализации продукции. В краткосрочном периоде поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции представлено на рисунке.
Заштрихованная область на графике показывает размер, получаемой фирмой прибыли в краткосрочном периоде. Если кривая средних издержек будет расположена выше кривой спроса, то это означает, что цена, максимизирующая прибыль не покрывает средние затраты на производство, а следовательно фирма будет получать убыток.
179
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция
Pd= Рас
Прибыль в условиях монополистической конкуренции
О* Q
В долгосрочном периоде в результате свободного входа ин выхода из отрасли равновесие будет соответствовать ситуации" безубыточности. Допустим, первоначально фирма получает экономическую прибыль (в условиях монополии такая ситуация закрепилась бы в длительном периоде). Это вызывает интерес со стороны других производителей.

В результате кривая спроса отдельной фирмы снижается, а значит уменьшается размер экономической прибыли до нулевого уровня.

Но кривая средних издержек в долгосрочном периоде касается кривой спроса не в точке ее минимального значения. Следовательно:
Нулевая экономическая
прибыль в долгосрочном
периоде
• равновесная цена при монополистической конкуренции больше, чем в условиях совершенно конкурентного рынка;
• при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный объем производства;
• поскольку в точке долговременного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем израсходовала бы на производство этой единицы продукции фирма. С точки зрения покупателей отрасль недоиспользует ресурсы для производства необходимого им товара. Но увеличение выпуска не интересно фирмам, так как при этом сократилась бы их прибыль.
Таким образом, можно сделать очень важный вывод: в условиях данного вида несовершенной конкуренции уровень
180
прибыли стремится в долгосрочной перспективе к нулю, поскольку в противном случае всегда найдутся желающие вступить в отрасль с новым дифференцированным продуктом.
Особенностью монополистической конкуренции является то, что цены в долгосрочном равновесии превышают предельные издержки, в то время как экономическая прибыль отсутствует. Некоторые критики полагают, что монополистическая конкуренция изначально неэффективна, несмотря на нулевой уровень экономической прибыли в долгосрочном периоде. Они обосновывают свою позицию тем, что монополистическая конкуренция порождает переизбыток новых продуктов.

Если свести на нет излишнюю дифференциацию новых продуктов, то снизятся издержки и цены.
В условиях монополистической конкуренции возникают издержки в виде избыточных производственных мощностей.
Избыточная мощность означает, что такой же выпуск можно было бы предложить потребителю при более низких издержках, или то же количество товара можно было бы произвести меньшим количеством фирм, можно использовать меньше ресурсов, чтобы произвести тот же выпуск. Однако монополистическая конкуренция как рыночная структура отличается производством дифференцированной продукции. В этих условиях избыточная мощность является частью затрат на дифференциацию продукта.
V.
li
Барьеры для входа и выхода (в отрасли)
{ Барьеры для входа и выхода (в отрасли)
Монополия представляет такой тип строения рынка, на котором один продавец является единственным поставщиком товара, не имеющего близких заменителей. На продукцию монополиста предъявляют спрос все покупатели товара в пределах национального или местного рынка, поэтому монополист представляет целую отрасль.



Содержание раздела