Обычно с ценами ничего не случалось, они продолжали расти, но предложение сокращалось или даже исчезало. Однако среди мер, способных воздействовать на снижение темпов роста зарплаты, следует назвать давление на профсоюзы. То, что профсоюзы способны создавать ситуации, при которых зарплата растет при наличии избыточного предложения труда, экономисты признали давно. Дело, однако, в том, что такие ситуации могут вести и зачастую вели к спирали зарплата/цены, что, в свою очередь, раскручивало спираль затраты/цены.
Поэтому в таких ситуациях давление на профсоюзы рассматривается как хотя и не очень популярная, но адекватная мера. Были случаи, когда такая мера приобретала экстраординарный характер. Так, в 1981 г. президент США Р. Рейган в ответ на незаконную забастовку авиадиспетчеров объявил о полном локауте членов их профсоюза. Эта акция сыграла сильную предупредительную роль в отношении других профсоюзов и в целом в отношении снижения требований по зарплате.
Данное событие имело большое значение в превращении галопирующей инфляции в умеренную.
В отличие от кейнсианцев, монетаристская школа исходит из того, что инфляция является чисто денежным феноменом. Поэтому снизить инфляцию можно только сокращением темпа роста Sm. Эта точка зрения имеет ряд основательных аргументов. Но в целом она не бесспорна. Например, жесткая монетаристская политика в России в 1995 г. действительно привела к снижению месячной нормы инфляции с 18 до 3,2%.
Однако 40% в год форма сильнейшей галопирующей инфляции. Следовательно, у российской инфляции есть и иные, помимо монетаристских, корни.
Монетаристская школа выступает за соблюдение правила постоянного темпа роста Sm, т.е. в пользу такой политики Центрального банка, при которой Sm ежегодно увеличивается постоянным темпом. Само значение такого темпа должно находиться в пределах значений долгосрочных (исторических) темпов роста ВНП, что позволит беспрепятственно финансировать экономический рост в постоянных ценах. Правило постоянного темпа, однако, является способом предотвратить инфляцию. Но что же делать, чтобы преодолеть ее, когда она уже случилась?
В поисках ответа на этот вопрос у разных школ мы можем все-таки обнаружить широкое поле совпадающих мнений. Практически все сходятся на необходимости «холодной индюшки», на необходимости массированных пропагандистских мер в пользу резкого сжатия темпов роста Sm с целью добиться крутого перелома в пользу понижения инфляционных ожиданий.
В заключение следует дать информацию о том, что у инфляции, как у процесса, наблюдавшегося в течение тысячелетий, имеются также и политические корни. Прежде всего следует указать на такое невидимое, но ясно осязаемое явление, как инфляционный налог. Дело в том, что инфляция действует точно так же, как и налог. Для финансирования своих расходов правительство собирает налоги.
Но оно может действовать и по-другому выпустить государственные ценные бумаги. Мы уже знаем, что в этом случае происходит увеличение денежной базы, Sm растет. Теперь правительство финансирует свои расходы за счет новых денег. Новые деньги создают инфляцию, которая в то же время является источником для покрытия расходов государства, точно так же им источником служит налог.
Все те, кто имеет деньги, платят этот невидимый налог, поскольку покупательная способность их денег снижается ровно настолько, насколько растет совокупный ценовой уровень.
В нашей стране инфляция была источником государственных доходов. Во времена Советского Союза цены в плановом порядке поднимались на 3% в год якобы в связи тем, что на эту величину в среднем увеличивалось качество выпускаемых товаров, машин, оборудования и т.д. С 1922 г. инфляция стала мощным источником государственных доходов, компенсируя крупные потери другого, основного в советское время, источника налогов, бравшихся с государственных предприятий. «Монетаризация» дефицита госбюджета (т. е. фактическое покрытие дефицита за счет эмиссии и кредитной экспансии) один из важнейших источников инфляции в России в 19921994 гг.
Этот источник последовательно ослаблялся в 1995 г., но сохранялись другие источники взаимные неплатежи предприятий, институциональные особенности переходной экономики и др.
В ряде случаев это были отраслевые профсоюзы (особенно если отрасль включала огромное число предприятий). В других случаях это были отраслевые картели. В мировых масштабах можно назвать международные картели такой, например, как ОПЕК (Организация странэкспортеров нефти). Подъем факторных цен вызывает стагфляцию одновременную рецессию (сдвиг кривой SRAS влево вследствие роста затрат сначала в одном крупном секторе, а затем во всей экономике) и инфляцию.
В ответ правительство увеличивает Sm, что ведет к росту цен. Преимущества монопольного владельца факторного ресурса временно устраняются, кривая SRAS движется вправо, восстанавливая естественную норму безработицы. Но картель может повторить свои действия, и все начнется сначала (как это неоднократно случалось в 70-е гг. в случае с политикой ОПЕК).
В основе таких картельных действий политическими мерами «отрезать» себе побольше от общего пирога. Действия ОПЕК, начиная с декабря 1973 г., создали мощное движение среди политических организаций развивающихся стран («Группа 77» и др.) с целью перераспределения мирового ВНП в свою пользу.
Ключевые слова и понятия
ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ